Я часто задавался вопросом, что было сложнее для этого одинокого, бедного человека, гениального и безызвестного композитора: написать симфонию для нескольких десятков музыкантов или фантазию для фортепиано в четыре руки?
Симфония - это понятно. Нужно прописать партии множества инструментов, соединить их воедино, найти людей, которые всё это исполнят.
А четыре руки - это всего два человека. Казалось бы, так легко: найти ещё одного. Но его нет, а Шуберт всё равно пишет фантазию в четыре руки.
У него была очень невзрачная должность. О его произведениях знали лишь друзья, для которых он устраивал музыкальные вечера. Его симфонии стали исполняться лишь через много лет после смерти.
Но вот пока ещё живой Шуберт пишет произведение, которое никогда не исполнит.
Фантазия начинается нежно, интимно, из тёмной, с одной горящей свечой, комнаты никому не нужного человека, наполненной мыслями, порой светлыми и печальными - ноты будто искрятся и переливаются, фразы, ужасно похожие, плавно перетекают одна в другую, словно он любуется ими, затаив дыхание, берёт дрожащими руками и рассматривает то с одной стороны, то с другой, словно ребёнок, доставший из шкатулки спрятанные сокровища, пока спят родители - порой тревожными и испуганными. Так они чередовались, перебивали друг друга - куда ему спешить?
Фантазия в четыре руки.
А может, он существует, этот второй исполнитель? Грубый, непрошенный, он появляется внезапно, ниоткуда, в тихие часы одиночества и обязательно что-нибудь роняет. Шуберт вздрагивает, невольно ёжится от резкого запаха или уродливого шрама или просто злого, ненавидящего взгляда незнакомца, однако спешит пригласить его - это излишне, ведь незванный гость уже находился у него дома - посадить за стол, предложить чаю, спросить, как тот добрался. Вся эта нелепая суета лишь раздражает незнакомца, он вспыхивает, бугровеет, оскорбляет Шуберта бранными словами, ощущая свою власть над ним. Потом соглашается на трапезу и долго, шумно ест и пьёт. Дождавшись, пока гость насытится, Шуберт достаёт ноты и протягивает ему. Это лёгкая, весёлая пьеса, написанная накануне для фортепиано в четыре руки.
Гость кропотливо изучает ноты, бранится, критикует. Позже они садятся за пианино, незнакомец дважды шумно кашляет, и после паузы начинают играть. Теперь эта быстрая пьеса не выглядит ни лёгкой, ни весёлой. В ней чувствуется злоба, издёвка гостя, желание уничтожить, выпотрошить всё светлое в этой пьесе, нервозность Шуберта, бешено колотящееся сердце, боязнь не поспеть, сорваться. Он пытается вернуть то состояние лёгкости, состояние, постигшее его, когда он писал. И временами ему удаётся, но незнакомец настигает и нещадно выжимает из него все силы, в бешеном ритме пронося Шуберта по его же нотам, как слепого, немощного. Они доигрывают.
И тут взгляд незнакомца падает на другие ноты. Те самые, дорогие сердцу сокровища, которыми Шуберт любовался в одиночестве.
Теперь гость желает сыграть эти. Шуберт колеблется, но чувствует, что не вправе отказать. И они начинают играть. Нежно и печально, как ему мечталось всего несколько минут назад. И ноты искрятся, переливаются, и фразы, из глубин души, плавно перетекают одна в другую.
Дальше начинается ужасное. Играет один незнакомец, а Шуберт заходится в немом крике. Он не в силах ничего сделать. В игре незнакомца, неполной, неглавной, безголосой пустует место для голоса Шуберта. Он просит остановиться, он умоляет, но незнакомец идёт дальше, и его игра, грубая, разрушительная, наполняет комнату. Переливчатые, нежные нотки где-то наверху, разбиваются на множество осколков. А незнакомец продолжает уничтожать и крушить, после чего так же внезапно исчезает.
Комментарии
[ Автор , Май 04, 2011 12:50 ]
Читаю текст, слушаю музыку, потом снова вчитываюсь в слова и кажется что так оно и было. И от этой иллюзии уже не освободится. И не пойму хорошо это или плохо. Отличный пример контакта чуждых друг другу людей через слово и музыку. Не могу сказать, что досконально поняла всё что чувствовал автор этого текста, но даже приближение на сотую долю к пониманию -уже многое значит, о многом говорит. Вспоминается сказка Андерсена "Тень".
Прошу прощения за сумбурность- первые впечатления.
[ Автор , Май 06, 2011 14:25 ]
Спасибо огромное, Кристина, за отзыв.
Ничего сумбурного. Я Вас понял :)
По поводу непонимания есть момент. Просто я текст писал параллельно с прослушиванием, местами делал паузы. И некоторые фразы идут в ногу с музыкой.
Поэтому, наверно, не везде понятно, что к чему.
Я когда друзьям вслух читал под музыку, было понятнее.
Мне тоже сложно освободиться от иллюзии, что так и было, если уже чья-то проведённая параллель (моя или не моя) мне нравится.
[ Автор , Май 08, 2011 20:59 ]
О, нет-нет! Я не о том, что что-то не понятно, всё прекрасно написано. Просто пыталась сказать о том, что, не смотря на понимание того, о чём вы пишете, и принятия этого, чувства, которые испытывали вы, слушая музыку и прорисовывая образы, рождённые в вашем сознании, отличаются от испытанных мною. Упомянула я об этом вот почему - давно размышляю о том, что музыка может сближать людей, вызывая у них эмоции, пусть не совершенно одинаковые, но во многом очень близкие. Это особенно ярко и невероятно проявляется в концертном зале, когда множество людей и плачут и смеются вместе. Это бывает редко, но всё же бывает.
[ Автор , Июнь 23, 2011 11:52 ]
Только сейчас увидел Ваш комментарий.
Кристина, Вы не представляете, как я рад, что Вы прониклись тем, что я написал, и что Ваши образы отличаются от моих.
Мне давно очень хочется с кем-нибудь поговорить о музыке в подобном ключе. Потому что все прекрасные и умные люди, которые меня окружают, таких разговоров не поддерживают.
Буду рад, если Вам захочется со мной пообщаться. Пишите на мой адрес (под рассказом).
[ Автор , Апрель 07, 2020 23:01 ]
Замечательная музыка! Такая гамма чувств и настроений, такая глубина чувств,что просто диву даешься! Когда совсем невмоготу, включаю эту фантазию и будто бы улетаю. Я вообще по натуре человек очень впечатлительный, и эта музыка довольно часто заставляла меня плакать (особенно на первых порах). Это сейчас, спустя много лет после первого знакомства с нею, я её слушаю относительно спокойно, да и то иногда набегают слезы... После неё становится чуть полегче.
(Это мнение глубоко субъективное, навязывать его я никому не собираюсь, но хочу заметить, что это одно из самых замечательных произведений Шуберта, которое я когда-либо слышала и с которым должен познакомиться любой слушатель, даже не очень грамотный и не изучавший творчество автора).
[ Автор , Апрель 07, 2020 23:08 ]
Кстати сказать, слушая данное произведение, заметила, что существует (в исполнении) несколько вариантов штрихов (очень интересно, а что написано в подлиннике)? Вот бы познакомиться с нотами данного произведения. Интересно было бы их найти и посмотреть. Если будет возможность, напишите, пожалуйста, мне на почту
tprochorova1971@mail.ru.
Заранее спасибо!