|
|||
|
|||
Система образования
глазами музыканта
«Как можно было превратить школу
в нудную и тоскливую бессмыслицу?»
20/04/2011 22:07
Михаил Семенович Казиник, уникальный пропагандист классического искусства, выступил в Москве с 8 программами о музыке, литературе и живописи. Предваряя вечер под названием «Пушкиниана», он заговорил о своем восприятии современной школы
«Мне очень хочется пересмотреть наш взгляд и на школу, и на творчество Пушкина. Я только что проводил в Выксе встречи с учителями. Если мы хотим чего-то добиться, нам надо неожиданно сказать самим себе, что почти ничего из старой школы не действительно. Иметь в 2011 г. школу середины прошлого века – непозволительная роскошь. Учитель географии рассказывает о географии Португалии, учитель истории – об истории Франции, а на физкультуре выветриваетсяся и то, и другое.
Задача будущей школы – не дать какие-то кусочки, не обучить знанию всего – это невозможно, потому что информация удваивается каждые три года. Задача школы – научить мыслить, научить чувствовать, научить переходным фазам. Вся история, вся культура, все человечество всегда движутся вдоль единой линии, есть причинно-следственная связь, без которой школа мертва. Вот и получается, что мы рождаем изумительных детей – глазастых, умных и тонких, в 6 лет отдаем их в школу… Что мы получаем на выходе, после того как дети по 6 часов в течение 11 лет обучались у педагогов? Ведь на выходе должна быть элита! Кого же мы выпускаем? На каком языке они – выпускники – говорят? Какие мысли роятся в их головах? Иногда я беру на себя труд почитать форумы. Лет 30 назад я не мог предположить ничего подобного. Я не знал, что принцип постсоветского форума таков: пишется умная статья, после этого первый участник форума ругает автора статьи, а второй участник форума ругает первого. На этом обсуждение, как правило, заканчивается, потому что четвертый пишет, что во всем виноваты евреи. И я думаю: удобный народ. Удобно управлять. Удобно выкачать из них все и оставить их на пустыре, потому что они сами так хотят. Но ведь школа – столько лет, столько книжек замечательных… Что же там не то? Все!
К моему приезду учителя в Выксе подготовили 8 комплексных уроков, и мы общались. Выходит учительница: «Я сейчас расскажу о том, как на смену Средневековью пришла эпоха Возрождения. Флоренция… Лоренцо Медичи…» Я говорю: «Как-то скучно все начинается…» Шекспир ведь сказал: «Весь мир – театр, и люди в нем актеры». Отзываю учительницу в сторону, она выходит второй раз и начинает так: «Смотрите на меня внимательно. Я – рыжая. У меня зеленые глаза и вес 50 кг. Если не наступила бы эпоха Возрождения, меня сожгли бы на костре как ведьму. Таких сжигали в первую очередь (кто больше 50 кг – не взлетит на метле)». Мы грохнули все – от удовольствия! С молодыми можно так шутить! Понимаете, это запомнится навсегда! Это история, это игра, это событие, это радость, это принцип остранения, о котором говорил Шкловский, - странное начало, захват…
Еще я не думал, что наши нынешние учителя, как и учителя далекого прошлого, говорят письменной речью, причастными и деепричастными оборотами. Это уже страшно! После третьего деепричастия ребенок должен уснуть. Это закон восприятия! И это вместо того, чтобы сказать детям: «А знаете? Вы знаете, что случилось? И что было потом?..» И вас будут слушать!
Теперь в школу пришли компьютеры, и учителя придумали такой ход: текст показывают на экране, учитель поворачивается к классу спиной и читает то, что написано на слайде. Вы прочитайте, а потом повернитесь к нам и скажите своими словами! Это же простые вещи!
Но оказывается, что таких простых вещей тысячи, а незнание их приводит к тому, что школа чаще всего – это такая тоска, что ребенок утром начинает говорить, что у него, кажется, температура, кашляет и начинает тереть термометр о байковое одеяло… Школа! Зажженные светильники! Радостное, веселое знание… Как можно было это превратить в ужасно нудную, тоскливую бессмыслицу? Нам ведь так повезло всем! У нас учителя-то какие были веселые! Александр Сергеевич Пушкин! Очень веселый человек и невероятный шалун! Но сейчас тех, кто ненавидит Пушкина, больше, чем тех, кто его любит, потому что были приложены все усилия, чтобы защитить советский народ от настоящего Пушкина. Я бы через Пушкина проводил все предметы. Я бы сделал его главным куратором школы...»
Комментарии здесь: http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/19920/
|
Просто открыть ларчик. В стихах и музыке зашифрованы открытия«В одном из частных писем Эйнштейн писал, что если бы не было фуг Баха, то он так и не создал бы теорию относительности», - говорит искусствовед, просветитель Михаил КАЗИНИК
Лекции Казиника собирают в Европе тысячные аудитории. Что такого уникального он делает? Берёт вещи, известные нам чуть ли не со школьной скамьи, встряхивает... наши мозги, заставляя нас взглянуть на эту вещь, а через неё - на мир другими глазами.
Почему не «поэт»?- Помню, прочитав «Ларчик», сперва обиделся на Крылова: басню не закончил, - говорит Михаил Семёнович. - Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял - Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно читают: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый - неправильный - вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было - надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна! Потому что Крылов показал, как смешны мы бываем, тратя все силы - вплоть до привлечения заморских мастеров к открытию ларца - на решение проблемы, которой просто не существует! Её нет! Мы её сами себе выдумали!
Таких примеров очень много. Знаете, в Интернете есть сайты типа «Люблю Пушкина - ненавижу Пушкина». Так вот, ненавистников там больше! На что они ссылаются? На пушкинское стихотворение «Памятник». На то, что поэт - бабник, пьяница, картёжник - вдруг пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»! В школе оно подаётся как завещание великого поэта. Но никому в голову не приходит, что «Памятник» - это пародия. Пародия на Державина. Ключ к этому - строчка «И не оспоривай глупца». Под глупцом он имеет в виду Державина. Почему? Для этого нужно вспомнить одну вещь. В ту эпоху все поэты переводили Горация, его «Памятник».
Переводили его с теми географическими атрибутами, которые указал в оде древнеримский поэт. И вдруг Державин, переводя «Памятник», пишет: «Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных» (морей). То есть получается, что речь в оде идёт не о Горации, а о нём самом, Державине. А славу бессмертную он стяжал, воспевая императрицу. Когда Пушкин прочитал державинский перевод, он очень рассердился. Потому что Державин там сказал одну ужасную - по мнению Пушкина - вещь: поэзия, если тебя презирают, то и ты в ответ презирай: «О Муза!.. И пре?зрит кто тебя, сама тех презирай». То есть действуй по принципу «Сам ты дурак», как говорил Остапу Бендеру отец Фёдор из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. По мнению Пушкина, всё по-другому. Пушкин говорит: «Веленью Божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО...» И не спорь с Державиным - «...и не оспОривай глупца». То есть, если ты будешь презирать кого-то в ответ на то, что тебя презирают, ты не поэт. Ты маклер, биржевой агент - кто угодно. Не надо спорить. Просто не обращай на них внимания!
Но, написав пародию на Державина, Пушкин вставил в неё действительно важную вещь. «И славен буду я, - говорит Пушкин, - доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Почему он использовал именно это старославянское слово «пиит», а не более привычное «поэт»? Тем более что и рифм к «поэту» больше. Нет, он пишет «пиит» - охранитель. Тот, кто возьмёт его творения, будет помнить их сам и передаст другим.
Власть... охламоновПонимаете, главная проблема и главная беда нашей современной жизни в том, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказалась страна? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи. Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Всё понятно! Демос - народ, кратос - власть. Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось - напомню - охлос (отсюда в русском языке сохранилось слово «охламон»). Так вот, если в государстве зашкаливает власть охлоса, оно уже не может называться демократическим.
Не имеет права! Потому что при всеобщем равном избирательном праве охлос голосует только за того, кто пилит сук, на котором сидит. Ведь дрова ему нужны именно сегодня, поэтому проще пустить на них то, что под рукой. И только когда, спилив этот сук, чтобы затолкать его в печку и согреть семью, охлос падает, перебив при этом хребет собственному ребёнку, только тогда он понимает, что нельзя одновременно пытаться заглянуть в будущее и удовлетворить настоящее. А демос - это тот, кто сегодня живёт мыслями о будущем. Как правило, их мало. Но именно они должны голосовать, потому что думают так, как положено. И проголосуют так, как будет полезнее не лично для них, а для государства.
Перед началом Нобелевского концерта я обычно говорю: дорогие папы и мамы! Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их музыке. Потому что в музыке закодированы все научные открытия. Эйнштейн признавался, что, если бы не было фуг Баха, он так и не создал бы теорию относительности. Не понял, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?» Учёный остроумно ответил: «Как слоёный пирог, где в каждом слое - своё время и своя консистенция». И тут любой музыкант может только рассмеяться: «Поздравляю, господа учёные! Вам удалось открыть то, что за 300 лет до вас сделал Бах, сочинив свои фуги. Потому что фуга и есть слоёный пирог, где в каждом слое - своя тональность и своё время вступления. А теперь наконец-то формулу фуги перенесли на космос!»
Ещё пример - в ХХ веке в Америке существовали целые институты, которые занимались исследованием мышления гениев. В конечном итоге они пришли к убеждению: гениальное мышление - это мышление парадоксальное. А потом кто-то посоветовал им заглянуть в Пушкина. Догадываетесь, что они там прочли? Да-да, именно это. «И опыт, сын ошибок трудных, и ГЕНИЙ, ПАРАДОКСОВ друг». О чём это говорит? О том, что все наши современные открытия - они давно уже есть в искусстве. Что бы мы ни придумали - Сколково и прочее - зашифровано в лирике Пушкина, Пастернака. Все инновации ХХI века уже давно описаны - просто это надо уметь расшифровать.
Поэтому нам, нашему обществу, пережившему ужас ГУЛАГа, нужно сегодня бросить все силы на развитие культуры. Почему? Объясню. Что такое культура? Это возделывание души. И оно – самое главное. Потому что сколько бы мы не говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное даст 100 очков вперёд. Если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника как до дальней галактики. Мы же пьяного муравья ни разу в жизни не видели! А если ты у какого-нибудь мурашечки чуть лапку прижмёшь, тут же остальные кидают свою работу и спешат ему на помощь – чего не делают люди. Я знаю нескольких людей – достойнейших! – которые умерли от сердечного приступа, лёжа на улице в центре города. К ним никто не подошёл, думали – пьяный валяется!
И в правильном переводе фраза Христа «Не хлебом единым» звучит так: сельскохозяйственная культура – это вспомогательное средство для того, чтобы возделывать душу. Если же мы начинаем с хлеба и кончаем хлебом, мы попадаем в заколдованный круг.
ДосьеМихаил Казиник родился в 1951 г. в Ленинграде. Окончил Белорусскую консерваторию. Музыкант, музыковед, просветитель, ведущий эксперт Нобелевского концерта, ведёт авторские программы на радио и ТВ, выступает с лекциями, пропагандируя классическую музыку. С 1991 г. живёт в Швеции.
источник АиФ online http://www.aif.ru/society/article/39579
|
«Все школы у нас - угрюмые и мрачные»«Почему дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА?» - удивляется музыковед и просветитель
По чьему велению?- Михаил Семёнович, среди ваших титулов значится «просветитель». Да, веке в ХIХ просветители были необходимы. Но сегодня-то кого просвещать?
- Отвечу так. Вспомните сказку «По щучьему велению». На Западе уверены: это сказка про русский менталитет. Не слезая с печи, получить всё и сразу. А я им возражаю: неправда! Чьё оно, щучье веление? Божье! Потому что одно из значений «ихтио» (рыба) - Иисус Христос. Почему Емеля получил это божеское веление? Вспомните: старшие братья и их жёны ненавидели Емелю за то, что он ничего не делает, только на печи лежит. И вот Емеля получил шанс стать полезным - пошёл рыбу ловить, а щука сама ему в руки прыгнула. Вы у любого рыбака спросите: возможно ли, чтобы щука, которая обычно зимой у самого дна спит, так поступила? Нет! Почему это произошло? Потому что Бог послал Емеле испытание. Щука ему человечьим голосом молвила: «Отпусти меня, Емеля!» А вы помните, какие планы у Емели были? Ушицы сделать, накормить невесток и братьев и показать наконец, что он тоже работает. Но рыба молит о милосердии - отпусти! И он отпускает её. Вот за милосердие своё он и получает воздаяние!
Так вот сегодня просвещение - это попытка во всех областях культуры пойти на второй, третий, четвёртый уровни смысла, как мы только что проделали это со сказкой. Именно это я пытаюсь внедрить в сегодняшнюю школу.
- Когда-то наша школа задумывалась именно как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так?
- Знаете, что страшно в сегодняшней школе? Она формирует у учеников фрагментарное - клиповое - мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.
Представьте школьный день. Первый урок - география. Тема - Джомолунгма. Приходит учитель в класс, сообщает информацию об этой горе, даёт домашнее задание. А теперь откроем Интернет - там только на русском языке тысячи сайтов о Джомолунгме. И в каждом - масса ссылок: на древнейшие знания, которые хранил народ, живший в Гималаях, на то, что именно здесь были заложены основы культуры. И Джомолунгма становится звеном в единой картине мира. А в школе?.. Там закончился урок географии, начался урок истории - Франция XVII века. Какое отношение Франция имеет к Джомолунгме? А потом - математика. Включается другая часть мозга. Джомолунгма и Франция останутся не связанными между собой знаниями. В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!
Да и школы у нас часто - угрюмые и мрачные. Потому что кто-то решил, что учиться надо мрачно и угрюмо. Это неправда! Вы посмотрите на животных. Все котята, лисята, медвежата, волчата играют. То есть учатся. Учатся охотиться, владеть телом, догонять, ловить… Обучаясь, они веселятся. Так почему человеческие дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА? Почему они должны бояться, что их накажут за то, что они чего-то не прочли, не вызубрили, не поняли?
Мозги помойте!- У вас есть альтернатива?
- Да! Уже в течение года я приезжаю в Выксу Нижегородской области, где при поддержке фонда «ОМК-Участие» провожу эксперимент по созданию школы Будущего. Там мы создали комплексные уроки. На них 25 счастливых учителей и сотни счастливых детей работают совершенно по-другому. Подобную школу мы начали в Литве и в Болгарии.
Мне уже давно пришла в голову мысль: а что если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. Что такое география? Место! Что такое история? Время! А остальное? Культура! Наполнение места и времени. Таким образом, в основе каждого «комплексно-волнового урока» лежит какое-то явление творческого характера, личность или событие.
Несколько педагогов вместе создают урок длиною в день. Вы даже не представляете себе, сколько всего влезает в наши комплексные уроки! К примеру, урок на тему: «Кто такой гений». Ситуация: человек лёг под деревом поспать, и его ударило упавшее яблоко. Что делает простой человек, получив шишку? Жалуется на судьбу, бежит прикладывать холодный компресс. Что делает гений? Он не думает ни о сортах яблонь, ни о боли от удара. У него в голове тут же возникает вопрос: почему яблоко упало вниз, а не улетело вверх, оторвавшись от ветки? Так возникает закон всемирного тяготения. Так мы пытаемся определить, что гениальность - это способность воспринимать мир странно. И тут очень кстати вспомнить пушкинскую строку: «Гений - парадоксов друг». Как-то американцы задались целью выяснить, что такое гениальное мышление. После долгих исследований они пришли к выводу: гениальное мышление суть мышление парадоксальное. После чего русские сказали: «Знаете, у нас был такой африканец, он ещё в ХIХ веке написал: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель»… Он этот стих даже не закончил, потому что понял: уже этих строк на четыре диссертации хватит. Так вот, когда урок закончился, ребятам не хотелось расходиться. А дело происходило в Выксе, где из цивилизации лишь - металлургический завод, а единственное развлечение - телевидение, которое выплёскивает на их головы всё... Но оказалось, что внутри у каждого из них - свет. Его просто надо уметь зажечь. Вот это и есть просвещение.
- Но где таких учителей взять?
- Стоп! В Выксе 25 учителей сделали под моим руководством 9 таких уроков. И были счастливы не меньше детей. Эти уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные, это доказали проверочные работы. И моя школа комплексного волнового мышления победит - голову даю на отсечение! А пока… Пока неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.
Задача школы в другом. Она должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Ведь человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. «Ах! - кричат. - Кризис! Будем искать виновных! На Уолл-стрит!» Не Уолл-стрит - мозги свои проветри! Вы голову давно мыли изнутри?» (Чудная мысль Веллера!) А лосьона для мозгов в магазине не купишь. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.
В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего российского общества - тот класс, в который попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Я ведь уже тогда призывал: посмотрите этот фильм внимательно! Мы придём именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой.
|
Михаил Казинико Моцарте, Эйнштейне и
американской фантастике
Журнал "КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ" № 33
Не существует непреодолимой границы между эмоциональным и логическим познанием, между гуманитарными предметами и естественными науками. Ее просто нет, она выдумана. Вся проблема физиков и лириков высосана из пальца. Писатель Замятин по образованию инженер, и он строит повествование по многим инженерным, математическим, геометрическим принципам. Его роман «Мы» - гениальный синтез математики и литературы. Логика существует в великих книгах, в построении музыкальных форм. И чем больше я углубляюсь во все предметы, тем больше понимаю, что связано все и со всем: и Эйнштейн, для которого Моцарт и Бах были основой для построения его теорий, и химия с ее ранними опытами, где аккорды музыки проверяются как вещества. Со временем на каком-то уровне это может быть соединено. Я могу очень долго рассказывать, почему композитор Бородин добился таких успехов в музыке как химик и в химии как музыкант. Я могу показать, как он выстраивал башенные аккорды как смеси различных веществ, в результате чего рождается новое качество. Это уникально. Или как Бах разрабатывал грандиозные математические структуры, соединение религии и математики, эмоцио и рацио. У Баха нет ни одного случайного звука, а в результате рождается идея об идущем на Голгофу Христе. Но все это выверено до предела - даже рисунок нот показывает восходящий путь, наверху крест и так далее. Представьте себе, что Бах создает чертеж. На уроке физики может звучать музыка Баха, на уроках математики будут изучать построение фуг и гармоний. Но это уже отдаленное будущее. Я не хочу пока пугать, хотя это не так страшно и сложно. Я уже проверял эту концепцию на одном учителе математики. Я ему объяснил простейшие идеи музыкальной гармонии, и он, осознав в течение одного дня, к вечеру написал несколько замечательных гармонических задач. Нет пока еще у нас такой школы, в которой математика, музыка, история, география и литература будут частью одного целого. А человеку уже 14-15-16 лет. Как он может себе помочь, чтобы проникнуться этой идеей более глубоко? Что ему читать, что ему слушать, что смотреть?
Я бы посоветовал начинать с Роберта Шекли, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака. Американские писатели фантасты выдавали потрясающую, очень глубокую философию, просто очень хорошо закамуфлированную. Это была когорта великих мыслителей. Они писали не о том, как там люди в космосе живут - на самом деле, это все время о нас с вами, о нашей с вами жизни. То, что их перестали читать, - это тоже результат всеобщего отупения. Шекли - вообще сверхгений! Один из величайших писателей всех времен. Вспомните «Билет на планету Транай» - это же всем коммунизмам кукиш был показан, гениальная антиутопия. Или «Обмен разумов» - это сюрреализм самого высочайшего разлива. Чем дальше читаешь, тем делается совсем непонятно. И чем больше непонятно, тем больше понятно. И незабываемая концовка: «наконец он понял, что вернулся на Землю из Искаженного мира. Мать как всегда исправно несла яйца, отец пас крысиные стада». Вот мы живем в Искаженном мире! И фокус в том, что сейчас Шекли абсолютно объективен. Он 40 лет назад очень точно дал диагноз планете, и в частности нашей стране. И все это с юмором, с таким лихим остроумием. Это надо как Библию держать на столе и все время перечитывать. Когда Марвин Флинн обратился к сыщику, сыщик ответил, что ему очень повезло: «Я завалил 157 дел подряд. Такая полоса неминуемо должна кончиться! Скорее всего, я теперь могу сидеть у себя в кабинете, сложа руки, а преступник сам найдет ко мне дорогу!». В этом и теория вероятности, и методы счисления. Шекли смеется и над математиками, и над прагматиками, и над неопозитивистами, и над экзистенциалистами. Это энциклопедия философских направлений XX века, настоящая энциклопедия мышления.
* Михаил Казиник, скрипач, музыковед, культуролог, историк, писатель, философ, режиссер, видный общественный деятель, просветитель - перечислял его ипостаси и заслуги, невозможно поставить точку. Один из его проектов - авторская концепция «волновой школы», где на одном уроке изучаются сказки Андерсена, география Дании и музыка Алябьева. Уже сейчас экспериментальные«волновые уроки»проходят в городе Выкса Новгородской области. Школой Казиника заинтересовались на правительственном уровне в Болгарии и Литве, в этих странах реализация проекта перешла в практическую плоскость.
http://pressa.ru/Flexreader/show?id=13694 Страница - 74
|
Несколько мыслей о культуреМихаил Казиник
Февраль 2010
Когда ударяет кризис, то самые большие потери несут те страны, у которых ДО КРИЗИСА были проблемы.
Говорить о социально-политических, экономических и прочих проблемах страны нет необходимости – это хорошо известно.
А, вот, пути выхода из кризиса известны, судя по всему, не столь хорошо. Когда-то Карл Маркс создал формулу, которая в марксистских странах не вызывала сомнения на протяжении почти целого века. «Бытие определяет сознание». В принципе, эта формула абсолютно верна, но… для парнокопытных и насекомых. Бытие в стойле вызывает у лошадей сознание стойла, в болоте – болотное сознание и т.д.
Бог создал первое разумное существо, на которое марксистская формула не распространяется - Ч-Е-Л-О-В-Е-К-А.
У «человека разумного» в период материального (бытийного) кризиса сознательно вырабатывается не кризисное, а сублимированное сознание, где ДУХОВНОЕ берёт на себя спасительную функцию.
Правительство не может в ближайшее время решить материальные проблемы, но может помочь своим жителям острее, чем когда-нибудь, осознать свою принадлежность к Высшим сферам Духа. Для этого и вырабатывается антикризисная программа, цель которой – духовно поддержать материально растерянного человека. И здесь вступает в жизнь защитная функция КУЛЬТУРЫ. Культура в переводе с латыни означает «возделывание», и, когда Христос говорит «не хлебом единым», то это и означает, что сельскохозяйственная КУЛЬТУРА есть вспомогательное для культуры Духовной. Ведь существует два понятия культуры в древнем мире: первая (хлеб) необходима для второй - главной (ДУХ).
Все развитые страны сейчас уделяют повышенное внимание культуре, искусству. Если в период кризиса экономить на культуре, то кризис разрастается до уровня катастрофы. Ибо, если у человека сочетается или сходятся в одной точке материальная и духовная пустота, то сие есть почва для суицида. Только высокая культура обладает способностью замещения – это известно всем специалистам – от психиатров до классических психоаналитиков. Вся ресторанно-популярная культура только ускоряет и обостряет психический взрыв. Если в стране есть здоровые силы, то эти силы начинают спонсировать высокую культуру.
Страна, в которой поп-звёзды под собственные фонограммы «танцуют» жён новорусских спонсоров, получая за один танец сумму, которая могла бы принести сотням тысяч детей музыку Моцарта, не сможет существовать.
Михаил Казиник.
Статьи к этой теме.
Оставить отзыв можно в гостевой книге: guestbook
|