Михаил Казиник
Новости сайта kazinik.ru
 
 
   
 
Алексей Егоров
 
«В больном обществе нужна
оздоравливающая школа»
Традиционная школа полна минусов. С этим никто не спорит, но то, что предлагается взамен или, лучше сказать, довеском к ней чиновниками Минобра, плюсами назвать трудно
 
Современные дети сильно отличаются от своих сверстников из 19 века, утверждает Михаил Казиник, но любит встречаться с ними в классических интерьерах
 
Ответ на вопрос, почему мы топчемся на месте, дает интервью с известным педагогом, искусствоведом, скрипачом, писателем и много кем еще Михаилом Казиником. С 1991 года он гражданин двух стран — Беларуси и Швеции, но больше полугода проводит в гастролях по России. В Казань Михаил Семенович приехал для участия в международном форуме «Обра­зование России» (EDU Russia), проходившем 2-4 марта в ГТРК «Корстон».
 
Взрывной темперамент
—   Михаил Семенович, у вашего выступления здесь, в Казани, есть какая-то глобальная цель?
—   Цель очевидна — попытаться здесь, как и во всех других местах, взорвать атмосферу нешколы, необучения, необразования, абсолютного движения в никуда. Конечно, в обозримом будущем это вряд ли получится, но я убежден: за моей школой будущее. О ней надо только почаще говорить. Поэтому я прервал свои большущие гастроли и прилетел на два дня в ваш город.
—   А чем конкретно вас не устраивает традиционная школа?
—   Современные дети отличаются от детей прошлого века больше, чем дети, жившие во времена мамонтов, от ровесников маленького Пушкина. Все благодаря революционным изменениям в нашей жизни, прежде всего, появлению интернета. А школа делает вид, что ничего не произошло, что дети по-прежнему всю информацию получают от нее. На самом деле уже 4-5-летние дети пользуются гаджетами и могут нажатием кнопки вызвать целый мир.
Школа перестает быть тем, чем она была. Раньше учитель географии преподавал географию только потому, что у него на полочке стояла книжка по методике преподавания географии. Сегодня нормальный учитель истории или, скажем, физики, без труда заменит учителя географии, если тот заболеет. Он зайдет в интернет и найдет там все необходимое для урока. Но это все равно не убережет его от вопроса какого-нибудь умного мальчика: «Петр Сидорович, вы рассказываете 116-ю страницу учебника, которую я могу прочитать за пять минут. Зачем же я сижу целый урок и слушаю вас, когда я могу получить в сети в миллион раз больше информации?»
 
Сияние нечистого разума
—   Это зависит от того, сколько лет мальчику. Я не уверен, что ученик 5, 6, 7, даже 8 класса будет искать информацию именно по географии. В интернете есть ведь еще и разного рода развлекуха...
—   Именно поэтому я сделал школу, где детям интересно учиться. Потому что то, что вы называете «развлекухой», а я «игрой», характерно для всех здоровых и биологически активных детей и детенышей. Они развлекаются, балуются, вступают во всякие отношения между собой. Моя школа — это не «развлекуха», а радостное, счастливое, остроумное детство. Это школа, в которой все понятия связаны друг с другом. В 80-е я написал пьесу про Страну золотистого сияния. Это такое тоталитарное
государство, которым правят 30 мудрецов. От них, согласно тамошней идеологии, исходит свет, освещающий небо. При этом у людей нет электричества в домах, потому что все электростанции работают на освещение неба, на поддер­жание мифа о сиянии мудрецов. Я высказываю эту мысль в пьесе от лица путника, и тогда мне идеолог страны говорит: «Нельзя соединять факты. Нельзя сравнивать одно с другим. Лампочки отдельно, а сияние мудрецов отдельно. Когда вы начинаете сравнивать, вы невольно становитесь агентом вражеских систем, которые не любят нашу великую Страну золотистого сияния».
—    Это был намек на Советский Союз с его самодовлеющим диктатом идеологии?
—    Не только. На всякую страну тоталитарного склада. Это обобщенный символ. Всякая страна, где любая религия становится не интимным делом Личности или семьи, но скрепами официальной идеологии. Любая страна, где интересы надчеловеческого государства выше интереса Индивидуума. Но я уже тогда понимал, что у традиционной школы, где все предметы выглядят как клипы — клип географии, клип истории, клип физики... — нет будущего. Вы когда-нибудь видели учителя истории, который приходит в класс и спрашивает у детей, что они сегодня изучали на географии? Ему это вообще интересно? А учитель географии, говоря о полезных ископаемых Германии, даже не догадывается, что на уроке истории час назад говорили о Великой Французской революции. О чем же должен тогда говорить учитель географии? Наверное, о географии Франции. А учитель литературы о французской литературе. Но эти темы идут в разных классах. Как тогда у детей сформировать нормальные логические связи? Они должны знать, что то, что мы наблюдаем вокруг, это результат каких-то событий в прошлом. И эта данность приведет к каким-то событиям в будущем. Просто так ничего не возникает. Образно говоря, моя школа — это школа, в которой дети непрерывно думают ассоциативно и соотносят между собой факты, явления, события.
 
А был ли Ленский?
—    Идея понятная, но ведь в школе есть стандарты, примерные учебные планы... Идея не стыкуется с формальной стороной образования. Как с этим быть?
—    Стандарты кем созданы? Государством. Откуда оно взялось? Из советского прошлого, когда не было интернета, а вся информация по предмету лежала на полочке учителя. А сегодня любой нормальный ребенок может получить больше знаний, чем учитель той же географии получил за пять лет обучения в вузе. Поэтому учителю моей школы не обязательно иметь педагогическое образование. Зато у него должно быть чувство юмора. Учитель в моей школе не может говорить больше пяти минут, если класс не улыбнулся. По ходу урока он всегда готов поднять детей и сделать с ними короткую пробежку. Ведь даже самую интересную речь нельзя слушать больше пяти минут без разрядки. Наконец, мои учителя работают на уровне парадоксов.
—    Пример такой работы.
—   Все мы с детства знаем пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Когда я спрашиваю, о чем эта сказка, все говорят: о жадной старухе. А я возражаю: о безусловной и абсолютной любви старика. Пушкину была неинтересна жадная старуха, мало ли жадных старух. Суть в том, что старик влюблен, выполняет все поручения своей возлюбленной, и каждый раз спрашивает: «Теперь-то твоя душенька довольна?» Вот вам парадокс, но, вчитавшись, вы понимаете, что так и есть.
Или другой пример. Почему Онегин убивает Ленского и после этого Пушкин по-прежнему называет его своим другом? Это же ужасно — взял и убил мальчишку. За что? Сам же повел себя плохо. Я включаю парадоксальное мышление и показываю, что в лице Ленского Онегин (Пушкин) убил плохую поэзию. Что это метафора. Иначе как объяснить нестыковки в образе данного персонажа? Ленский в 17 лет приехал из Геттингена: «Он из Германии туманной привез учености плоды». Когда это он их успел получить? А похоронен он там, где «женщины с кувшинами»... Там итальянский пейзаж. И к нему на могилу никто не ходит. Естественно, ведь, в Италии его никто не знал. Потом вспомните, Онегин удивлен: «Неужто ты влюблен в меньшую? — А что? — Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт». То есть ты не поэт, у тебя любовь не та. Посмотри, кого ты любишь. Вон же Татьяна — ей стихи надо писать, а он Ольге, которая ничего в поэзии не понимает.
 
Парис не карьерист
—   Есть вальдорфская школа, школа Монтессори... Школу, занимающуюся по методике Казиника, как называют?
—   В разных странах ее условно называют «Школа-яблоко». Потому что первый урок, публично показанный мною на телеканале «Дождь», был урок-яблоко. Что такое яблоко? Фрукт. А если его разрезать на две половинки, что получится? Золотые сечения. А «яблоко раздора»? Можно ответить на вопрос, кому Парис должен дать это яблоко? В наше время Парис отдал бы его жене Зевса, то есть жене цезаря, жене президента, потому что взамен он получит для себя благо. Парис мог бы отдать яблоко воительнице Афине и получить орден «За заслуги перед Отечеством», А он отдал его богине Любви. То есть уже в античные времена человеческий гений ставил превыше всего не войну, не царя, а любовь. Если ты любишь женщин своей страны, ты любишь свою страну. Один швед мне как-то сказал: «Миша, я, наверное, не люблю свою страну, потому что я не люблю ее женщин». Он женился на русской.
Дальше история с Евой, которая съела плод. В православии традиционно считается, что это яблоко. Давайте разберемся, совершила ли она грех. Потому что если бы она не съела, не было бы Рембрандта и Баха, вообще бы ничего не было. Ходили бы две голых красивых, но бесполых куклы. Причем, Бог всем «тварям» велел плодиться и размножаться, а людям этого нельзя. Они даже ничего не испытывали друг к другу. Почему он такими
людей сделал? Еве это не понравилось, и она захотела быть не хуже остальных «тварей».
—   Вы считаете, что навыки парадоксального мышления жизненно необходимы современным детям?
—   Да, и это мое убеждение имеет огромную эмпирическую базу. Я был допущен к нобелевским концертам и задавал вопросы нобелевским лауреатам по поводу искусства, музыки. Выяснилось, что они все остроумны, парадоксальны, междисциплинарны и у них в детстве была музыка. Музыка — это пища для мозга. Не случайно в моей школе многие вещи подаются через музыку. В противовес агрессивности, которая сейчас нарастает вокруг, моя школа несет в мир радость и любовь. Любовь к детям, к учителям, к знаниям. Первоклашки любят старшеклассников, старшеклассники спускаются на первый этаж, узнать из газеты первоклашек, что у них там интересного произошло. А первоклашки поднимаются к старшеклассникам — там тоже есть что посмотреть. Учителя не культивируют в детях соперничества. Думать надо легко и весело, а не тоскливо и тяжело. Пример тому можно наблюдать и в Казани. В гимназии № 126 учителем музыки работает Миньона Борисовна Куликова. Все ее ученики с первого до выпускного класса занимаются в творческой студии «Дивертисмент». Это феноменально! Каждый ребенок — артист. Дети читают стихи, танцуют, поют, выступают перед слушателями, сами шьют костюмы...
 
Вместо тюрьмы
—   Финалом традиционной школы в России является сдача ЕГЭ. Ваша школа эту цель решает?
—   Конечно, решает. Давайте только сначала определимся с тем, кого мы хотим выпустить — егэшника или человека глубоко мыслящего, яркого, интересного...
—   Конечно, второе, но школы-то оценивают по результатам сдачи учащимися экзаменов.
—   Ну, так в тюрьме сидят люди, у которых телевизор всего с двумя программами. В советское время проводились концерты в тюрьмах. Я в них участвовал. Помню, после одного такого концерта начальник тюрьмы захотел показать мне в качестве экскурсии камеру. В камере есть место, где находится самый забитый, а рядом с окном король... Все как в «Джентльменах удачи». И вдруг начальник тюрьмы: «Что?! Всех в карцер». Ему не понравился портрет Аллы Пугачевой на стене. Нельзя, половое извращение — они, значит, смотрят на портрет и мастурбируют. Вы скажете, что в тюрьме такой закон — заключенные должны жить в монастырской чистоте, они должны лишиться пола. Но мы же понимаем, что это невозможно. Примерно также и с традиционной школой. В ней учебный процесс предполагает, что дети сидят, не шелохнувшись за партой, хотя такого рода сидение противоречит их естеству. А потом они по полной отрываются на перемене, на улице или на уроке скучного учителя.
С точки зрения ЕГЭ, советской системы образования, я строю школу совершенно неправильно. Но вы почитайте порталы, где общается молодежь, и вы увидите, что там речи по большей части не свободных людей, а заключенных. Словно каждому из них дали интернет, чтобы они в режиме онлайн выясняли отношения. Потому что если они соберутся в реальности, они начнут все вокруг крушить. Сидит какой-нибудь дядька, я даже представляю себе его — в майке, залитой кетчупом, и с банкой пива. Вот он какую-то мысль мою прочитал и пишет про меня какую-то гадость. И он счастлив, потому что его сообщение будет висеть столько же столетий, сколько мои фильмы, мои книги. Раньше этого не было, интернет нас свел и дал ему возможность высказаться относительно моего творчества. А вы говорите ЕГЭ...
 
Запретный плод гадок
—   Лично я к ЕГЭ отношусь отрицательно. Не нравится шаблонность мышления и специфический новояз, которые прививает этот экзамен.
—   В моей пьесе о Стране золотистого сияния есть еще такая мысль. Путник замечает, что Пьяные — это там целая категория населения — часто произносят такие слова — «Трюк пиренай!». Поняли, да, это созвучно известному ругательству со словом «мать». Путник спрашивает о значении этой фразы у Верующего — это другая каста, люди, безоговорочно верящие во все идеи мудрецов. Ответ Верующего: «Ты неправильно слышишь. Когда-то, до Великих мудрецов, это было ругательством. А теперь это на самом деле звучит как «Трюкиа пиренай». На нашем языке это означает «да здравствует великий свет мудрецов». Ты просто «иа» не слышишь, у тебя слух иначе устроен». По аналогии: Родина-мать и она же мать, которую все... ну вы поняли. Такой садизм языческий и еще идет дискуссия: можно ли использовать ненормативную лексику? И песня с матом бесконечным очень талантливого Шнура собирает в России 38 миллионов просмотров. А если учесть, что эти миллионы наверняка переслали песню своим друзьям, то получится, что абсолютное большинство населения страны считает ненормативную лексику своей.
—   Мне кажется, запрет только усилил тягу людей к мату. Запретный плод сладок...
—   В моей школе нет такого запрета, моим детям этот плод просто не нужен. Там такой богатый язык, такая богатая речь, им так интересно учиться, что им совсем не надо иметь отношения с матерью собеседника. У них есть масса способов выразить мысль по-другому. Ведь это же болезнь общества, а в больном обществе нужна оздоравливающая школа.
Я утверждаю, что человек по своей природе если и не гениален, то невероятно талантлив. Он рождается таким — всем интересующимся, задающим вопросы. А потом человек перестает задавать вопросы. Знаете почему? Его портит школа. Есть два типа отношений. Первый тип передает следующая ситуация. Сын приходит домой, отец спрашивает: «Ты сумел правильно ответить на все вопросы?» Та же самая ситуация, но только отец спрашивает: «Ты сумел правильно поставить все вопросы?» Поставить вопросы — это и есть мышление.
 
 
Алексей Егоров
 
 
   

Михаил Казиник отремонтирует москвичей 

Михаил Казиник. Фото: Предоставлено организатором концерта - АНО "Дирекция театрально-концертных программ"
4 ноября в Доме музыки, а также 16 и 17 ноября в Концертном зале Академии им. Гнесиных состоятся творческие вечера Михаила Казиника - уникального рассказчика, умеющего превратить культурологическую лекцию в первоклассное шоу.
Михаил Казиник напоминает человека эпохи Возрождения: виртуозный скрипач, искусствовед, поэт, драматург, ведущий теле- и радиопрограмм (в том числе Нобелевского концерта), он постоянно живет в Швеции. В России же, из которой Казиник эмигрировал в начале 90-х, его имя с немалым для себя удивлением открыли несколько лет назад многочисленные любители музыки и представители интеллектуальной элиты.
Автор бестселлеров "Тайны гениев - Книга для людей с еще не потерянной генетической памятью" и "Волновые пути к музыке", Казиник активно гастролирует с лекциями по всему миру; последнее время его пути все чаще лежат в Россию. "Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства, - говорит он. - Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. У меня совершенно иная задача - духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы".  И надо сказать, что с этой задачей Михаил Семенович справляется отлично.
Любое его выступление - это событие, потому, что Казиник умеет рассказывать так, что публика, завороженная магией его обаяния и эрудицией, замирает от восторга. Что на самом деле произошло между Моцартом и Сальери, что кроется за полотнами Рембрандта? Чего мы не знаем о "Лунной сонате" Бетховена? Какие загадки прячутся в знакомых с детства стихах Пушкина и повестях Гоголя? Превращать всем, казалось бы, известные культурологические факты в захватывающие детективы с неожиданным концом - особый дар Михаила Казиника. Редкий талант  - похожим даром обладал на нашей памяти разве что Ираклий Андроников.
"Всякое великое искусство - это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, - испорченный приемник. Я его ремонтирую", - говорит Казиник. Не  сомневайтесь - это ремонтник высшей квалификации.
Тематика: Культура Музыка Классика 
 
   

Культура в России – не дизайн, а свет в конце тоннеля

 
 
 
Специально для проекта «Окно в Россию», в преддверии своих концертов в Москве, которые пройдут 4, 16 и 17 ноября, мэтр согласился рассказать об истории своего поселения в Швеции, дал несколько советов творческим людям, собирающимся покинуть Родину, и высказал свое мнение об особом, русском пути в искусстве.
- Михаил Семенович, насколько легко Вам дался переезд в другую страну?
- Сразу хочу оговорить, мой случай особый. Я никуда не уезжал из Советского Союза, я дважды приезжал в Швецию на гастроли и в третий раз в 1991 году. И каждый мой приезд мне предлагали заключить контракт на всякие виды деятельности, связанной с моим творчеством. Но я отказывался, объясняя тем, что у меня в моей стране очень интересная концертная жизнь, абонементы в Филармонии, встречи с молодёжью, записи на радио и телевидении. А Швеция - хорошая страна, но она похожа на больницу.
Здесь слишком, на первый взгляд, всё идеально, спокойно и стерильно. И очень скучно! Очень мило, очень хорошо, замечательно, но совершенно не моё. В моей стране каждый день что-то происходит, а в Швеции - нет. Даже скамейки именно там, где они должны быть…
Итак, меня пригласили в Швецию в июле 1991 года на гастроли. Со мной приехали жена и сын. А билеты на обратный путь у нас были на 20-е августа. 19 августа 1991 года начался путч. Помните танки в Москве? Помните трясущиеся руки Янаева и каменные лица дикторов, похоронными голосами сообщающих последние новости? Чувства, которые мы испытали тогда, передать невозможно!
В тот же день я подписал контракт на работу в Швеции. А дальше в России получилось всё очень смешно, но я через три дня отменить контракт уже не смог. Так что в Швеции я оказался случайно. К тому же у меня по-прежнему гастроли в России, в Украине. Молдавии, и в западных странах.
- То есть проблем с адаптацией в новой для Вас стране не было?
- Дело в том, что когда уезжает человек искусства, на мой взгляд, ему проще, потому что человек искусства – сам по себе отдельная национальность. И поэтому, когда я общался в Швеции с замечательными артистами, писателями, художниками, это было, примерно, то же самое, что могло быть и в России в какой-то степени. Например, первое, что мне сказала знаменитая шведская писательница Агнета Плейель после моих выступлений: «Михаил, Вы здесь в Швеции еще больший диссидент, чем были в Советском Союзе».
- И как она обосновала свою мысль?
- Дело в том, что я читал лекции в Драматическом институте Стокгольма. Одна из тем называлась «Моцарт и Христос». Идея такова: «Будьте как дети!..». Моцартовское поведение, пушкинское поведение, поведение части гениев – парадоксальность, как у детей, и так далее. После выступления Агнета мне сказала: «Я сижу в зале, слушаю Ваши удивительные идеи, и вдруг подсаживается ко мне один профессор из нашего же Драматического института, он слушает минут десять, потом оборачивается ко мне и спрашивает:
- Он говорит много о Христе, он что - священник?
- Мы его особенно любим за то, что он говорит о Христе, не будучи священником».
А потом Агнета сказала: «Вы представляете, в какую страну Вы попали, где для того, чтобы говорить о Боге, о Христе, в частности, необходимо получить образование, и желательно высшее, в этой области. То есть, это страна, в которой всякий разговор за пределами твоей профессии выглядит в какой-то степени странным».
Другой пример. Через несколько лет после приезда в Швецию я дал очень серьезное интервью одной очень серьезной газете. Сначала я отказывался от этого интервью, и сказал журналисту: «Вы все равно все переиначите». Тогда они мне пообещали письменно, что не изменят ни одного слова.
И я сказал им, что Швеция, по-своему, тоже тоталитарна. Идея всеобщего равенства здесь доведена до абсурда. Ведь для достижения равенства приходится укорачивать длинных, потому что коротких все равно нельзя вытянуть. Это интервью называлось "Крестный ход к тоталитаризму". Я показывал, что есть диктатура нации, есть диктатура пролетариата, а есть диктатура серости, которая не менее страшна, потому что она мимикрирует, она прячется.
Они напечатали моё интервью! То есть, понимаете, для меня не имеет значения Швеция это, Германия или Россия. Я буду говорить то, что требует моя совесть. Мне все равно, какая это страна, как она называется. Я настроен на поиски смысла, добра, гармонии и красоты. И если его недостает в России, я буду изо всех сил его искать и помогать людям его найти. Если его недостает в Швеции, я буду делать то же самое в Швеции.
- Вы высказываете, действительно, достаточно диссидентские суждения относительно Швеции. А у Вас не возникает в связи с этим проблем в этой стране?
- Нет. Никогда не возникает. Я сделал спектакль вместе с Юрием Ледерманом в самом центре шведской королевской столицы. Он прошел 250 раз, люди записывались на билеты за год до спектакля, потому что не могли попасть. Были даже специальные листы ожидания. Так вот, я 250 раз прокричал, что Швеция это как Сальери, который убивает Моцарта. Сальери научно убивает Моцарта, рассудочно, умело. И шведы аплодировали стоя. То есть, тут совсем другое понимание демократии.
- Михаил Семенович, скажите, пожалуйста, о чем в первую очередь надо подумать творческому человеку, который собирается уезжать из страны, уезжать из России?
- Нужно подумать только об одном. Этот творческий человек должен быть сам по себе космос, должен быть достаточно силен. Ему не должна быть нужна подпитка: родины, своего города, своего дома. Ведь есть люди, которые, даже переезжая на другую квартиру, плохо себя чувствуют, пока не привыкнут к новой. Их все тянет в старую квартиру, пусть плохую, но старую, в которой прошло детство.
Так вот любому человеку искусства, если он хочет эмигрировать, надо быть самодостаточным. Я помню, как вдова одного художника спросила у меня: «Как Вы можете жить с такой эмоциональностью среди холодных шведов?» А её дочь вдруг сказала: «Да он с собой весь свой мир привёз. Ему все равно, где жить».
Это правильно. Если у вас есть мир, который вы можете привезти в любую другую страну, если вы человек планеты Земля, то вы можете уехать куда угодно. Можно, напитавшись русской культурой, русским духом, пожить в любой другой стране. Я считаю, что в этом, после развала Советского Союза, ничего страшного нет. Это не предательство Родины, никто никого не предает. Такое восприятие - просто остатки старой глупости. Любой человек в любой стране мира может чувствовать себя хорошо, если он с собой берет свой мир.
- Что стало Вашим самым сильным впечатлением в Швеции?
- То, что шведы впитали в себя христианские заповеди. И следовать им стало их внутренней потребностью. Забота о людях здесь не показная, не декларативная, а подлинная. Никогда не работавшему в Швеции пожилому человеку предоставляют жильё, медицинское обслуживание и пенсию. А если он заболеет, то врачи будут бороться за его жизнь независимо от того, кто он, откуда и какой у него возраст.
То, что если вдруг поезд по техническим причинам не сможет продолжить путь, то по радио объявят, что такси или автобус ждёт на привокзальной площади человека, или группу людей – пассажиров и вовремя доставят до места. А по дороге (собственный опыт) водитель, заметив у Вас в руках скрипку, с удовольствием поговорит с Вами о сонатах Брамса. И даже довезёт вас до дома, а не до вокзала, т.к. уже поздно и холодно, а он проникся к Вам тёплыми чувствами.
Шведы стараются избегать негативных тем в своих общениях. Они не считают возможным портить кому-то настроение формой обращения. Считается недопустимым приносить на работу свои проблемы и плохое настроение. Это другой уровень общения.
Когда я встречаюсь с людьми искусства, то мы говорим обо всем: о мире, о бытии, о философии, о смысле жизни. А вот, что касается обычных людей, у них с контактами сложнее. Простому человеку из России, который приехал в Швецию, намного труднее достучаться до простого шведа, у них меньше точек соприкосновения.
- Вы ранее сказали, что проще всего уехать человеку творческому, может считать себя человеком планеты Земля, то есть таким интернациональным человеком. И, тем не менее, считаете ли Вы, что есть какое-то русское отношение к искусству, то, чего нет у других национальностей?
- Не просто есть. Это действительно большой серьезный вопрос. Есть русское отношение ко всему, и творческий человек, который рождён, воспитан, сформирован в русской среде, уже никогда не будет другим. Только его внуки или правнуки будут другими, потому что они не знали этой среды.
На самом деле, у нас есть определенное особое отношение к искусству, которого нет на Западе. Я могу его сформулировать очень коротко. На Западе искусство и культура - это чаще всего дизайн. А в России - это между жизнью и смертью. Для нас искусство и культура – это путеводитель, спасение, это - свет в конце тоннеля, свет в окошке. Да, когда-то еще Белинский сказал, что в России никогда не было парламента. Но продолжил: «Все-таки неправда, в России есть парламент - это русские писатели». Такого нигде больше нет!

В рамках проекта "Окно в Россию" на сайте "Голоса России" публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.
Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется из окна, с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в больших масс-медиа.
"Голос России" решил узнать у своих многочисленных "френдов" в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о "русской ностальгии" и о многом-многом другом.
Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это – быть "нашим человеком" за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.
 
 
 

"Беда человечества в том, что мы недостойны собственной культуры"

 
 
Ивашко: Добрый день! Накануне московских концертов Михаила Казиника в Международном доме музыки и в Гнесинке у нас есть уникальная возможность узнать о них от самого Михаила Семеновича.
Четыре концерта имеют разные темы. Как всегда, броские названия, захватывающие, интригующие. Михаил Семенович, что объединяет эти концерты, помимо вашего имени, разумеется? Расскажите о каждом в отдельности.
 
Казиник: Давайте попробуем. Каждый раз, когда я приезжаю, я даю не просто концерты, это как бы такая космогония, попытка каким-то образом рассмотреть историю цивилизации, человечества. Часто бывает, что гениальное творение, произведение искусства воспринимается неадекватно.
Скажем, про цикл Мусоргского "Картинки с выставки" говорят: "Это сюита на тему картинок художника Гартмана". Спросите, какие там "картинки", какой художник? Художник театральный, "картинок" почти не сохранилось, а Мусоргский написал в память о своем друге Гартмане.
Да, все очень мило, но никакие там не "картинки", это космогония, это грандиозное творение. Всего 25 минут для фортепиано, а потом Равель сделал это для оркестра на тему рождения и гибели цивилизации. Первая "картинка" называется "Гном", а последняя - "Богатырские ворота". Это вырастание, прохождение через тридевять земель в тридесятое царство. С мертвыми - на мертвом языке: "Лимож. Рынок" и "Катакомбы (Римская гробница)".
Когда я комментирую "Картинки с выставки", я показываю, что Мусоргский - один из величайших стихийных гениев в истории человечества, и его "Картинки", на первый взгляд разрозненные, на самом деле очень стройные и очень четкие. Потому что после "картинки" "Лимож", где тысячи французов болтают о чем-то, разговаривают, сразу провал в катакомбы Рима. Вот цивилизация милых, болтливых, смешных людей - а вот катакомбы. Вот все, во что превращается цивилизация раньше или позже.
Мусоргский дает силы для знания о сверхмире, о сверхжизни. Баба-Яга - сказочный персонаж, изотерический - после смерти вдруг летит в стольный город Киев.
К чему это я? Совсем не к тому, что у меня будут "Картинки с выставки", а к тому, что всегда, когда я даю циклы концертов, я подразумеваю, что в них внутренний тайный смысл. Например, первый концерт - детский - в Доме музыки 4 ноября. Он называется "Музыка смеется".
Почему именно "Музыка смеется"? Ведь музыка и плачет, и рассказывает сказки, и плывет по волнам - чего только музыка ни делает. Но в данном случае мне очень важно ликвидировать у детей и их родителей одну непомерную не то что глупость, но зомбированность. Классическую музыку, к сожалению, называют серьезной. То есть говорят: классическая, или серьезная, музыка. Это величайший абсурд на земле.
Классическая музыка - это легкая музыка, это разговор гениев с Богом о бессмертии, это игра в игры. Классическая музыка - это игра с Богом, со всей цивилизацией, со всеми гениями, это игра с гармонией, это игра в бисер, это потрясающая духовная, интеллектуальная и детская игра. Вообще, вся подлинная музыка внутренне всегда радостная и счастливая, потому что она знает о бессмертии.
Серьезная музыка - это, как правило, попса. Там все время прыщавые юнцы с гормональными проблемами, которые не знают, кого убить: маму, учительницу или соседку. В это время им дяди и тети дают темы, тексты, какие-то страшные, совершенно дикие, якобы изотерические, на самом деле, как правило, жутко бездарные. Попсовики - это же не поэты на самом деле, это попсовики.
И эти бедные 16-18-летние подростки узнают о том, как же на самом деле ужасна жизнь вокруг них. Поп-культура на самом деле никого не защитила, не спасла, не привела к Нобелевской премии, не открыла мир. На самом деле это так. И всякий человек, который хочет, чтобы у него дома воспитывались нормальные дети, дворянские не в смысле сословности, а в смысле духа, хочет, чтобы они шли через классику.
Когда я общался с нобелевскими лауреатами и был музыкальным экспертом или ведущим нобелевского концерта, я прежде всего задавал вопрос относительно того, что было в детстве. В детстве была музыка, Гайдн, Моцарт, Бетховен - это три гения, которые привели античную культуру в XIX век.
Поэтому "Музыка смеется". Детский концерт - это не что иное как попытка показать, что настоящая замечательная музыка хохочет, балуется, хулиганит, веселится, юлит, кружит, радуется. Как только ребенок ее познает, он вместе с ней радуется, он светлый, он счастливый, он гордый.
Недавно в Болгарии у меня была встреча с жителями одного небольшого болгарского города, не у самого моря, а немножко глубже. Меня привезли и познакомили с мэром и вице-мэром - это очень милые, красивые болгарские женщины. Со мной еще была замечательная писательница.
Мы все вчетвером шли по улице этого города. Представляете, идет мэр, вице-мэр и еще два мужчины. И мы, мужчины, изо всех сил рассказываем женщинам всякие веселые вещи, они хохочут, как умалишенные. Люди оборачиваются и говорят: "Здравствуйте, госпожа мэр! Здравствуйте, госпожа вице-мэр!" Все улыбаются, и мы улыбаемся.
Я говорю: "А где ваша охрана? А где машины? Где люди с мускулами, где пулеметы, автоматы?" Они говорят: "Мы ничего не украли. Мы ничего плохого не сделали. Мы добрые, мы хорошие, мы веселые, мы смешные, мы остроумные. Мы стараемся сделать все, что мы можем, чтобы в нашем городе было хорошо".
И вот мы зашли в органный зал. Там орган высоко, как в соборе, но снаружи не спрятан. По лестнице на глазах у всех на огромную высоту поднимается органист. Феноменальное зрелище. Представляете, орган как бы висит в пространстве. Я поиграл на этом органе. Меня специально привели, чтобы я на нем поиграл. Я стараюсь играть на всех органах, которые мне попадаются в жизни.
Когда я заканчивал игру, мне сказали: "Сейчас надо освободить сцену. Сюда придут 200 детей из детского сада". - "Что? 200 детей из детского сада?" - "Да". И вот привели 200 детей из детского сада, и они готовились к городскому празднику. Они маршировали, махонькие мальчики и девочки в бантиках, с бабочками, с косичками. Они, как настоящие рыцари, леди и джентльмены, танцевали знаете под что? Под вступление к опере Жоржа Бизе "Кармен". Представляете, они были гордые, светлые, счастливые.
А потом: "Тореадор, смелее…". Там же подтекстовка, все знают: "Знай, что испанок жгучие глаза в час борьбы блестят живей, и ждет тебя любовь, Тореадор". И вот эти мальчики и девочки, такие гордые, такие красивые. И я понимаю, что сейчас в них закладывается все будущее. Не через попсу, не через примитивные марши, а через великую классическую музыку. Они идут гордо, подают друг другу руки, меняются местами. Они танцуют под великую музыку Жоржа Бизе. Как это на самом деле просто, как легко! Вы бы видели, какие они гордые, какие они счастливые, какие они светлые! Вот идея концерта "Музыка смеется".
Единственное, что я могу сказать родителям, что тот, кто не приобрел билеты, уже опоздал. Билетов на этот концерт нет. Но в этот же вечер в Доме музыки, в Камерном зале будет второй концерт, который называется "Тайные знаки гениальности". Эта идея преследует меня всю жизнь.
Если есть гениальные создания, то есть гениальное восприятие, не правда ли? Зачем Бетховен, Томас Манн и Шекспир зашифровывали в своих творениях столько красот, глубин, идей? Для того, чтобы кто-то поверхностно, щелкая семечки, орешки или просто сидя на диване под кофе слушал эту музыку? Нет, конечно.
К сожалению, вся беда человечества заключается в том, что мы недостойны собственной культуры, собственного искусства. Гении, наши представители, создают величайшие творения, а слушатели не хотят уходить с первого уровня восприятия. Всякое творение искусства, как и Библия, великое творение литературы, истории, имеет много уровней.
На первом уровне все очень просто. Например, Ева съела плод. Когда просишь человека: нарисуй картинку - плод, Еву, он рисует, как все художники, несколько деревьев, вишневый садик возле хатки и яблоко. Да не правда же. Плод-то где?
Бог говорит: "От всех этих деревьев ешьте. А сейчас я вам покажу дерево, от которого нельзя". И летит с ними 10 парсеков. Потому что садик-то этот вселенский. У Бога-то не маленький садик, у него же не домик, он же владеет Вселенной. Он далеко летит, минут пять, наверное, за миллионы световых лет отсюда, и говорит: "Видите вот это дерево? Вот отсюда нельзя. Я пошел". Ясно, что абсолютнейший, гениальный провокатор.
Так вот, мы не читаем на втором уровне, ничего не читаем на третьем уровне. Мы читаем все на первом. Мы открываем "Пиковую даму", там написано, что есть такая старуха графиня, она - "пиковая дама". А если все-таки почитать внимательно?
Когда графиня умирает, Герман у Пушкина в "Пиковой даме" попадает в сумасшедший дом, а Лиза - там хорошо написано - вышла замуж за очень приличного молодого человека. Дальше Пушкин пишет гениальную фразу: "Он где-то работает". Где-то, то есть работа не играет никакой роли, она не дает ему дохода.
Как же они живут? А Пушкин пишет дальше: "И владеет приличным состоянием". Что? Откуда этот молодой человек, который где-то работает и владеет приличным состоянием? И последняя гениальная фраза: "Он сын бывшего управляющего графини". Что? А почему весь советский народ, постсоветский народ, российский народ не читал этого или не понял? Если Лиза вышла замуж за сына управляющего графини…
 
 
 
 
 
   
«Раззомбировать человека может искусство!»
 
Журнал Konstant-z (Германия)
 
Михаил Казиник — не просто талантливый музыкант, педагог, философ и искусствовед, о котором знает весь мир, от Норвегии до Австралии. Этот человек обладает удивительным даром пробуждать в душах страсть к музыке, и встретившись с ним однажды, вы навсегда окунетесь в этот удивительный мир, отказаться от которого будет уже невозможно.
-        Михаил Семенович, в нашем бушующем мире непросто выкроить время на такие, казалось бы, маловажные занятия, как походы в консерваторию. А кто-то и вовсе считает, что это скучно и старомодно. Объясните, почему нам необходимо слушать классическую музыку?
-        Люди сегодня живут в бешеном ритме — много трудятся, чтобы обеспечить себе комфортное жилье и пропитание, быть не хуже, чем другие, дать образование детям, чтобы они тоже могли работать... Но если задуматься, все это превращается в замкнутый круг, и не остается места самому главному — просвещению, познанию мира и вселенной. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет. А классическая музыка — одна из высших форм познания мира. Изначально она принадлежала только избранным, но спустя время, когда стала доступной, большинство людей отринуло эту культуру, будто бы по причине ее скучности, но на самом деле, из-за неспособности понять. Если вам скучна классическая музыка, значит, вы просто из другого круга, ведь классическая культура — вопрос не вкуса, а принадлежности. Каждый определяет для себя — кто он. Благо, сегодня аристократом может стать не только потомственный граф, но и любой человек, у которого дома есть проигрыватель.
-        С чего начинать это приобщение? Вот наш читатель, к примеру, пришел в оперу. Как правильно слушать музыку?
-        Я бы не советовал начинать с оперы, это будет слишком сложно — нужно знать наперед историю действия и смысл диалогов, а лучше иметь при себе либретто. Исключением могут стать «Кармен» Бизе, «Риголетто» Верди, «Женитьба Фигаро» Моцарта или «Севильский цирюльник» Россини, которые не столь тяжелы для восприятия. И пускай это прозвучит бессовестно нескромно, но я уже столько сделал для того, чтобы облегчить людям путь в классическую музыку, что посоветую начать с моих работ. Мои два тома «Тайны гениев» в России уже выходят пятым тиражом, я снял 64 фильма о музыке всей истории культуры, 56 из них есть в интернете. Все это можно заказать по почте. Я сделал массу программ на «Серебряном дожде», продолжаю работать на радиостанции «Орфей», скоро открою цикл передач на радио «Голос России», который вещает и на Германию в том числе. Эфиры передач можно найти на моем сайте. Все, что я сделал, начиная от дисков с музыкой для беременных мам, для детей 3-х, 4-х, 5-ти, 7-ми лет и так далее, и заканчивая фильмами — все это укладывается в разработанную мной систему музыкального классического образования для человека на протяжение всей его жизни. Я не занимаюсь дидактикой или риторикой, не учу воспринимать музыку, я эмоционально делюсь с людьми мыслями, и они невольно заслушиваются. Мне известен этот эффект — я получаю массу писем от людей разного возраста, некоторые даже с ошибками — они рассказывают, как случайно послушали одну мою передачу, увлеклись, включили вторую, третью, и открыли для себя новый мир.
-        Что такое «музыкальная терапия», о которой Вы упоминаете в своих интервью?
-        Музыка — это очень глубокие и серьезные вибрации, которые можно назвать божественным откровением, потому что они наполняют вселенную. Система обертонов, призвуков, система гармонии — не придуманы человеком, они существуют в космосе! И действительно, музыка обладает свойством излечивать ментальные и физические болезни. Начнем с малого — представьте себе семью: мама, папа и сынок. Перед сном они садятся на диванчик, обнимаются и включают Моцарта, пускай даже на 5 минут. И говорят: «Мы любим друг друга и любим Моцарта». Представляете, что этот ритуал будет значить для ребенка всю его жизнь? Если малыша с ранних лет приобщить к классике, у него будут лучше успехи в математике, хорошо развито мышление, не будет сильных стрессов. Разная музыка воздействует на различные органы человека и его психологическое состояние. Барокко — оздоравливает сердце, фуги — помогают привести мысли в порядок, музыка романтиков — лечит нервы, наполняет энергией. Например, моя музыка для беременных расписана едва ли не по дням, потому что каждую неделю у ребенка в утробе меняется состояние, идет его развитие, и отдельная музыка способствует этому сильнее.
-        Возможно ли привить вкус к хорошей музыке современным детям, которые ни минуты не сидят на месте?
-        Было бы странно, если бы сидели! Нельзя заставлять ребенка — обучение должно быть школой радости! Можно ставить музыку фоном к сказке, которую вы рассказываете малышу. Пускай это будет занимать совсем не долгое время, но войдет в привычку. Рано или поздно ребенок сам вас остановит и попросит «Дай послушать!». Или включайте классиков перед сном, когда ребенок успокоен. Поверьте, эти моменты он будет помнить всегда.
-        В связи с подвижностью нынешних ребят, родители чаще всего предпочитают отдавать их в спорт, музыкальные школы пустеют. Чтобы вдохновить и детей, и родителей, опишите, что происходит с человеком, когда он играет музыку?
-        Передать это невозможно, это самое большое счастье, которое может случиться с человеком. Когда ты играешь, совершается огромный расход энергии, но в то же время тебя наполняет неописуемое наслаждение, не сравнимое ни с чем! Я подозреваю, нечто подобное испытывают наркозависимые, но в случае, когда наркотиком является музыка, эффект на здоровье идет не разрушительный, а созидательный!
-        Вы как-то сказали, что люди у нас «талантливые жутко, только зомбированные». Что нужно сделать человеку, чтобы раскрыть в себе творческий потенциал?
-        Раззомбировать человека может только искусство. Когда освобождается Знание, человек начинает мыслить, а мыслящие люди начинают творить! Искусство и есть настоящая жизнь, в нем обретется успокоение и радость. Только звучащая душа может стать созвучной со вселенной, и обрести счастье.
 
Maria Meinhardt
 
 
 

Фонд «ОМК-Участие» организовал для выксунских школьников курс волновых занятий по методике Михаила Казиника

 
 
Благотворительный фонд «ОМК-Участие» организовал для выксунских школьников курс волновых занятий по методике известного музыканта, скрипача и педагога Михаила Казиника. С февраля по май 2012 года около ста детей младшего и среднего школьного возраста смогут посещать такие уроки в музее истории Выксунского металлургического завода. Проект реализуется в сотрудничестве с Усадебно-промышленным комплексом Баташевых-Шепелевых. 
 
В рамках абонемента «Музейные открытия» состоится пять комплексных уроков по различным дисциплинам — музыке, живописи, литературе, природоведении и философии. Занятия построены на основе волнового метода, согласно которому в изучение любого предмета привносится элемент искусства, и одна тема раскрывается посредством разных дисциплин. Такой способ позволяет в доступной и увлекательной форме знакомить детей как с точными, так и с гуманитарными науками, развить у ребят способность мыслить и оценивать происходящее с разных сторон. 
 
По словам председателя Попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирины Седых развитие творческого потенциала, культуры и духовности подрастающего поколения является одной из приоритетных задач фонда. Сотрудничество с Михаилом Казиником стало одним из первых шагов в этом направлении. В результате творческих встреч с известным музыкантом и педагогом 16 выксунских преподавателей разработали концепцию проведения комплексных уроков с использованием волнового метода. В мае 2011 года в различных школах города было проведено восемь занятий для детей разного школьного возраста. Подобный эксперимент вызвал большой интерес и внимание со стороны учеников и преподавателей. 
 
«В музее мы узнали, как был основан наш город и металлургический завод, посетили древнюю русскую избу, русскую ярмарку, рассматривали изделия завода, а в конце занятия делали открытку своими руками, — поделился впечатлениями от первого занятия, состоявшегося 5 февраля, семиклассник гимназии № 14 Даниил Ярославцев. — Мне очень понравилось это занятие. Я рад, что после каникул мы снова сможем отправиться в загадочный мир дома-музея Баташевых».
 
Открытие новых залов в музее истории ОАО «ВМЗ» позволило использовать новую площадку для проведения комплексных занятий на регулярной основе. Наличие музейного абонемента дает возможность посещать занятия детям из разных школ города один раз в месяц по воскресеньям. Стоимость абонемента составляет 250 рублей. Занятия продлятся до конца мая 2012 года.
 
vykza.ru  10 февраля 2012
 
 

 

Система образования
глазами музыканта
 
«Как можно было превратить школу
в нудную и тоскливую бессмыслицу?»
 
 
 
 
 
 
 
20/04/2011  22:07
 
 
 
 
Михаил Семенович Казиник, уникальный пропагандист классического искусства, выступил в Москве с 8 программами о музыке, литературе и живописи. Предваряя вечер под названием «Пушкиниана», он заговорил о своем восприятии современной школы
«Мне очень хочется пересмотреть наш взгляд и на школу, и на творчество Пушкина. Я только что проводил в Выксе встречи с учителями. Если мы хотим чего-то добиться, нам надо неожиданно сказать самим себе, что почти ничего из старой школы не действительно. Иметь в 2011 г. школу середины прошлого века – непозволительная роскошь. Учитель географии рассказывает о географии Португалии, учитель истории – об истории Франции, а на физкультуре выветриваетсяся и то, и другое.
Задача будущей школы – не дать какие-то кусочки, не обучить знанию всего – это невозможно, потому что информация удваивается каждые три года. Задача школы – научить мыслить, научить чувствовать, научить переходным фазам. Вся история, вся культура, все человечество всегда движутся вдоль единой линии, есть причинно-следственная связь, без которой школа мертва. Вот и получается, что мы рождаем изумительных детей – глазастых, умных и тонких, в 6 лет отдаем их в школу… Что мы получаем на выходе, после того как дети по 6 часов в течение 11 лет обучались у педагогов? Ведь на выходе должна быть элита! Кого же мы выпускаем? На каком языке они – выпускники – говорят? Какие мысли роятся в их головах? Иногда я беру на себя труд почитать форумы. Лет 30 назад я не мог предположить ничего подобного. Я не знал, что принцип постсоветского форума таков: пишется умная статья, после этого первый участник форума ругает автора статьи, а второй участник форума ругает первого. На этом обсуждение, как правило, заканчивается, потому что четвертый пишет, что во всем виноваты евреи. И я думаю: удобный народ. Удобно управлять. Удобно выкачать из них все и оставить их на пустыре, потому что они сами так хотят. Но ведь школа – столько лет, столько книжек замечательных… Что же там не то? Все!
К моему приезду учителя в Выксе подготовили 8 комплексных уроков, и мы общались. Выходит учительница: «Я сейчас расскажу о том, как на смену Средневековью пришла эпоха Возрождения. Флоренция… Лоренцо Медичи…» Я говорю: «Как-то скучно все начинается…» Шекспир ведь сказал: «Весь мир – театр, и люди в нем актеры». Отзываю учительницу в сторону, она выходит второй раз и начинает так: «Смотрите на меня внимательно. Я – рыжая. У меня зеленые глаза и вес 50 кг. Если не наступила бы эпоха Возрождения, меня сожгли бы на костре как ведьму. Таких сжигали в первую очередь (кто больше 50 кг – не взлетит на метле)». Мы грохнули все – от удовольствия! С молодыми можно так шутить! Понимаете, это запомнится навсегда! Это история, это игра, это событие, это радость, это принцип остранения, о котором говорил Шкловский, - странное начало, захват…
Еще я не думал, что наши нынешние учителя, как и учителя далекого прошлого, говорят письменной речью, причастными и деепричастными оборотами. Это уже страшно! После третьего деепричастия ребенок должен уснуть. Это закон восприятия! И это вместо того, чтобы сказать детям: «А знаете? Вы знаете, что случилось? И что было потом?..» И вас будут слушать!
Теперь в школу пришли компьютеры, и учителя придумали такой ход: текст показывают на экране, учитель поворачивается к классу спиной и читает то, что написано на слайде. Вы прочитайте, а потом повернитесь к нам и скажите своими словами! Это же простые вещи!
Но оказывается, что таких простых вещей тысячи, а незнание их приводит к тому, что школа чаще всего – это такая тоска, что ребенок утром начинает говорить, что у него, кажется, температура, кашляет и начинает тереть термометр о байковое одеяло… Школа! Зажженные светильники! Радостное, веселое знание… Как можно было это превратить в ужасно нудную, тоскливую бессмыслицу? Нам ведь так повезло всем! У нас учителя-то какие были веселые! Александр Сергеевич Пушкин! Очень веселый человек и невероятный шалун! Но сейчас тех, кто ненавидит Пушкина, больше, чем тех, кто его любит, потому что были приложены все усилия, чтобы защитить советский народ от настоящего Пушкина. Я бы через Пушкина проводил все предметы. Я бы сделал его главным куратором школы...»
 
Комментарии здесь: http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/19920/
 
 
 

Просто открыть ларчик. В стихах и музыке зашифрованы открытия

 
«В одном из частных писем Эйнштейн писал, что если бы не было фуг Баха, то он так и не создал бы теорию относительности», - говорит искусствовед, просветитель Михаил КАЗИНИК
 
 
Лекции Казиника собирают в Европе тысячные аудитории. Что такого уникального он делает? Берёт вещи, известные нам чуть ли не со школьной скамьи, встряхивает... наши мозги, заставляя нас взглянуть на эту вещь, а через неё - на мир другими глазами.
 
 

Почему не «поэт»?

 
- Помню, прочитав «Ларчик», сперва обиделся на Крылова: басню не закончил, - говорит Михаил Семёнович. - Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял - Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно читают: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый - неправильный - вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было - надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна! Потому что Крылов показал, как смешны мы бываем, тратя все силы - вплоть до привлечения заморских мастеров к открытию ларца - на решение проблемы, которой просто не существует! Её нет! Мы её сами себе выдумали!
 
Таких примеров очень много. Знаете, в Интернете есть сайты типа «Люблю Пушкина - ненавижу Пушкина». Так вот, ненавистников там больше! На что они ссылаются? На пушкинское стихотворение «Памятник». На то, что поэт - бабник, пьяница, картёжник - вдруг пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»! В школе оно подаётся как завещание великого поэта. Но никому в голову не приходит, что «Памятник» - это пародия. Пародия на Державина. Ключ к этому - строчка «И не оспоривай глупца». Под глупцом он имеет в виду Державина. Почему? Для этого нужно вспомнить одну вещь. В ту эпоху все поэты переводили Горация, его «Памятник».
 
Переводили его с теми географическими атрибутами, которые указал в оде древнеримский поэт. И вдруг Державин, переводя «Памятник», пишет: «Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных» (морей). То есть получается, что речь в оде идёт не о Горации, а о нём самом, Державине. А славу бессмертную он стяжал, воспевая императрицу. Когда Пушкин прочитал державинский перевод, он очень рассердился. Потому что Державин там сказал одну ужасную - по мнению Пушкина - вещь: поэзия, если тебя презирают, то и ты в ответ презирай: «О Муза!.. И пре?зрит кто тебя, сама тех презирай». То есть действуй по принципу «Сам ты дурак», как говорил Остапу Бендеру отец Фёдор из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. По мнению Пушкина, всё по-другому. Пушкин говорит: «Веленью Божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО...» И не спорь с Державиным - «...и не оспОривай глупца». То есть, если ты будешь презирать кого-то в ответ на то, что тебя презирают, ты не поэт. Ты маклер, биржевой агент - кто угодно. Не надо спорить. Просто не обращай на них внимания!
 
Но, написав пародию на Державина, Пушкин вставил в неё действительно важную вещь. «И славен буду я, - говорит Пушкин, - доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Почему он использовал именно это старославянское слово  «пиит», а не более привычное «поэт»? Тем более что и рифм к «поэту» больше. Нет, он пишет «пиит» - охранитель. Тот, кто возьмёт его творения, будет помнить их сам и передаст другим.
 
 

Власть... охламонов

 
Понимаете, главная проблема и главная беда нашей современной жизни в том, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказалась страна? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи. Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Всё понятно! Демос - народ, кратос - власть. Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к  демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось - напомню - охлос (отсюда в русском языке сохранилось слово «охламон»). Так вот, если в государстве зашкаливает власть охлоса, оно уже не может называться демократическим.
 
Не имеет права! Потому что при всеобщем равном избирательном праве охлос голосует только за того, кто пилит сук, на котором сидит. Ведь дрова ему нужны именно сегодня, поэтому проще пустить на них то, что под рукой. И только когда, спилив этот сук, чтобы затолкать его в печку и согреть семью, охлос падает, перебив при этом хребет собственному ребёнку, только тогда он понимает, что нельзя одновременно пытаться заглянуть в будущее и удовлетворить настоящее. А демос - это тот, кто сегодня живёт мыслями о будущем. Как правило, их мало. Но именно они должны голосовать, потому что думают так, как положено. И проголосуют так, как будет полезнее не лично для них, а для государства.
 
Перед началом Нобелевского концерта я обычно говорю: дорогие папы и мамы! Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их музыке. Потому что в музыке закодированы все научные открытия. Эйнштейн признавался, что, если бы не было фуг Баха, он так и не создал бы теорию относительности. Не понял, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?» Учёный остроумно ответил: «Как слоёный пирог, где в каждом слое - своё время и своя консистенция». И тут любой музыкант может только рассмеяться: «Поздравляю, господа учёные! Вам удалось открыть то, что за 300 лет до вас сделал Бах, сочинив свои фуги. Потому что фуга и есть слоёный пирог, где в каждом слое - своя тональность и своё время вступления. А теперь наконец-то формулу фуги перенесли на космос!»
 
Ещё пример -  в ХХ веке в Америке существовали целые институты, которые занимались исследованием мышления гениев. В конечном итоге они пришли к убеждению: гениальное мышление - это мышление парадоксальное. А потом кто-то посоветовал им заглянуть в Пушкина. Догадываетесь, что они там прочли? Да-да, именно это. «И опыт, сын ошибок трудных, и ГЕНИЙ, ПАРАДОКСОВ друг». О чём это говорит? О том, что все наши современные открытия - они давно уже есть в искусстве. Что бы мы ни придумали - Сколково и прочее - зашифровано в лирике Пушкина, Пастернака. Все инновации ХХI века уже давно описаны - просто это надо уметь расшифровать.
 
Поэтому нам, нашему обществу, пережившему ужас ГУЛАГа, нужно сегодня бросить все силы на развитие культуры. Почему? Объясню. Что такое культура? Это возделывание души. И оно – самое главное. Потому что сколько бы мы не говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное  даст 100 очков вперёд. Если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника как до дальней галактики. Мы же пьяного муравья ни разу в жизни не видели! А если ты у какого-нибудь мурашечки чуть лапку прижмёшь, тут же остальные кидают свою работу и спешат ему на помощь – чего не делают люди. Я знаю нескольких людей – достойнейших! – которые умерли от сердечного приступа, лёжа на улице в центре города. К ним никто не подошёл, думали – пьяный валяется!
 
И в правильном переводе фраза Христа «Не хлебом единым» звучит так: сельскохозяйственная культура – это вспомогательное средство для того, чтобы возделывать душу. Если же мы начинаем с хлеба и кончаем хлебом, мы попадаем в заколдованный круг.
 
 

Досье

 
Михаил Казиник родился в 1951 г. в Ленинграде. Окончил Белорусскую консерваторию. Музыкант, музыковед, просветитель, ведущий эксперт Нобелевского концерта, ведёт авторские программы на радио и ТВ, выступает с лекциями, пропагандируя классическую музыку. С 1991 г. живёт в Швеции.
 
источник АиФ online http://www.aif.ru/society/article/39579
 
 
 
   

«Все школы у нас - угрюмые и мрачные»

 
«Почему дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА?» - удивляется музыковед и просветитель
 

По чьему велению?

 
- Михаил Семёнович, среди ваших титулов значится «просветитель». Да, веке в ХIХ просветители были необходимы. Но сегодня-то кого просвещать?
 
- Отвечу так. Вспомните сказку «По щучьему велению». На Западе уверены: это сказка про русский менталитет. Не слезая с печи, получить всё и сразу. А я им возражаю: неправда! Чьё оно, щучье веление? Божье! Потому что одно из значений «ихтио» (рыба) - Иисус Христос. Почему Емеля получил это божеское веление? Вспомните: старшие братья и их жёны ненавидели Емелю за то, что он ничего не делает, только на печи лежит. И вот Емеля получил шанс стать полезным - пошёл рыбу ловить, а щука сама ему в руки прыгнула. Вы у любого рыбака спросите: возможно ли, чтобы щука, которая обычно зимой у самого дна спит, так поступила? Нет! Почему это произошло? Потому что Бог послал Емеле испытание. Щука ему человечьим голосом молвила: «Отпусти меня, Емеля!» А вы помните, какие планы у Емели были? Ушицы сделать, накормить невесток и братьев и показать наконец, что он тоже работает. Но рыба молит о милосердии - отпусти! И он отпускает её. Вот за милосердие своё он и получает воздаяние!
 
Так вот сегодня просвещение - это попытка во всех областях культуры пойти на второй, третий, четвёртый уровни смысла, как мы только что проделали это со сказкой. Именно это я пытаюсь внедрить в сегодняшнюю школу.
 
- Когда-то наша школа задумывалась именно как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так?
 
- Знаете, что страшно в сегодняшней школе? Она формирует у учеников фрагментарное - клиповое - мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.
Представьте школьный день. Первый урок - география. Тема - Джомолунгма. Приходит учитель в класс, сообщает информацию об этой горе, даёт домашнее задание. А теперь откроем Интернет - там только на русском языке тысячи сайтов о Джомолунгме. И в каждом - масса ссылок: на древнейшие знания, которые хранил народ, живший в Гималаях, на то, что именно здесь были заложены основы культуры. И Джомолунг­ма становится звеном в единой картине мира. А в школе?.. Там закончился урок географии, начался урок истории - Франция XVII века. Какое отношение Франция имеет к Джомолунгме? А потом - математика. Включается другая часть мозга. Джомолунгма и Франция останутся не связанными между собой знаниями. В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!
 
Да и школы у нас часто - угрюмые и мрачные. Потому что кто-то решил, что учиться надо мрачно и угрюмо. Это неправда! Вы посмотрите на животных. Все котята, лисята, медвежата, волчата играют. То есть учатся. Учатся охотиться, владеть телом, догонять, ловить… Обучаясь, они веселятся. Так почему человеческие дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА? Почему они должны бояться, что их накажут за то, что они чего-то не прочли, не вызубрили, не поняли?
 
 

Мозги помойте!

 
- У вас есть альтернатива?
 
- Да! Уже в течение года я приезжаю в Выксу Нижегородской области, где при поддержке фонда «ОМК-Участие» провожу эксперимент по созданию школы Будущего. Там мы создали комплексные уроки. На них 25 счастливых учителей и сотни счастливых детей работают совершенно по-другому. Подобную школу мы начали в Литве и в Болгарии.
 
Мне уже давно пришла в голову мысль: а что если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. Что такое география? Место! Что такое история? Время! А остальное? Культура! Наполнение места и времени. Таким образом, в основе каждого «комплексно-волнового урока» лежит какое-то явление творческого характера, личность или событие.
 
Несколько педагогов вместе создают урок длиною в день. Вы даже не представляете себе, сколько всего влезает в наши комплексные уроки! К примеру, урок на тему: «Кто такой гений». Ситуация: человек лёг под деревом поспать, и его ударило упавшее яблоко. Что делает простой человек, получив шишку? Жалуется на судьбу, бежит прикладывать холодный компресс. Что делает гений? Он не думает ни о сортах яблонь, ни о боли от удара. У него в голове тут же возникает вопрос: почему яблоко упало вниз, а не улетело вверх, оторвавшись от ветки? Так возникает закон всемирного тяготения. Так мы пытаемся определить, что гениальность - это способность воспринимать мир странно. И тут очень кстати вспомнить пушкинскую строку: «Гений - парадоксов друг». Как-то американцы задались целью выяснить, что такое гениальное мышление. После долгих исследований они пришли к выводу: гениальное мышление суть мышление парадоксальное. После чего русские сказали: «Знаете, у нас был такой африканец, он ещё в ХIХ веке написал: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель»… Он этот стих даже не закончил, потому что понял: уже этих строк на четыре диссертации хватит. Так вот, когда урок закончился, ребятам не хотелось расходиться. А дело происходило в Выксе, где из цивилизации лишь - металлургический завод, а единст­венное развлечение - телевидение, которое выплёскивает на их головы всё... Но оказалось, что внутри у каждого из них - свет. Его просто надо уметь зажечь. Вот это и есть просвещение.
 
- Но где таких учителей взять?
 
- Стоп! В Выксе 25 учителей сделали под моим руководством 9 таких уроков. И были счастливы не меньше детей. Эти уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные, это доказали проверочные работы. И моя школа комплексного волнового мышления победит - голову даю на отсечение! А пока… Пока неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.
 
Задача школы в другом. Она должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Ведь человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. «Ах! - кричат. - Кризис! Будем искать виновных! На Уолл-стрит!» Не Уолл-стрит - мозги свои проветри! Вы голову давно мыли изнутри?» (Чудная мысль Веллера!) А лосьона для мозгов в магазине не купишь. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.
 
В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего российского общества - тот класс, в который попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Я ведь уже тогда призывал: посмотрите этот фильм внимательно! Мы придём именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой.
 
 
 
 
 
 
   

Михаил Казиник

о Моцарте, Эйнштейне и
американской фантастике
 
Журнал "КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ" № 33
 
 
Не существует непреодолимой границы между эмоциональным и логическим познанием, между гуманитарными предметами и естественными науками. Ее просто нет, она выдумана. Вся проблема физиков и лириков высосана из пальца. Писатель Замятин по образованию инженер, и он строит повествование по многим инженерным, математическим, геометрическим принципам. Его роман «Мы» - гениальный синтез математики и литературы. Логика существует в великих книгах, в по­строении музыкальных форм. И чем больше я углубляюсь во все предметы, тем больше понимаю, что связано все и со всем: и Эйнштейн, для которого Моцарт и Бах были основой для построения его теорий, и химия с ее ранними опытами, где аккорды музыки проверяются как вещества. Со временем на каком-то уровне это может быть соединено. Я могу очень долго рассказывать, почему композитор Бородин добился таких успехов в музыке как химик и в химии как музыкант. Я могу показать, как он выстраивал башенные аккорды как смеси различных веществ, в результате чего рождается новое качество. Это уникально. Или как Бах разрабатывал грандиозные математические структуры, соединение религии и математики, эмоцио и рацио. У Баха нет ни одного случайного звука, а в результате рождается идея об идущем на Голгофу Христе. Но все это выверено до предела - даже рисунок нот показывает восходящий путь, наверху крест и так далее. Представьте себе, что Бах создает чертеж. На уроке физики может звучать музыка Баха, на уроках математики будут изучать построение фуг и гармоний. Но это уже отдаленное будущее. Я не хочу пока пугать, хотя это не так страшно и сложно. Я уже проверял эту концепцию на одном учителе математики. Я ему объяснил простейшие идеи музыкальной гармонии, и он, осознав в течение одного дня, к вечеру написал несколько замечательных гармонических задач. Нет пока еще у нас такой школы, в которой математика, музыка, история, география и литература будут частью одного целого. А человеку уже 14-15-16 лет. Как он может себе помочь, чтобы проникнуться этой идеей более глубоко? Что ему читать, что ему слушать, что смотреть?
Я бы посоветовал начинать с Роберта Шекли, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака. Американские писатели фантасты выдавали потрясающую, очень глубокую философию, просто очень хорошо закамуфлированную. Это была когорта великих мыслителей. Они писали не о том, как там люди в космосе живут - на самом деле, это все время о нас с вами, о нашей с вами жизни. То, что их перестали читать, - это тоже результат всеобщего отупения. Шекли - вообще сверхгений! Один из величайших писателей всех времен. Вспомните «Билет на планету Транай» - это же всем коммунизмам кукиш был показан, гениальная антиутопия. Или «Обмен разумов» - это сюрреализм самого высочайшего разлива. Чем дальше читаешь, тем делается совсем непонятно. И чем больше непонятно, тем больше понятно. И незабываемая концовка: «наконец он понял, что вернулся на Землю из Искаженного мира. Мать как всегда исправно несла яйца, отец пас крысиные стада». Вот мы живем в Искаженном мире! И фокус в том, что сейчас Шекли абсолютно объективен. Он 40 лет назад очень точно дал диагноз планете, и в частности нашей стране. И все это с юмором, с таким лихим остроумием. Это надо как Библию держать на столе и все время перечитывать. Когда Марвин Флинн обратился к сыщику, сыщик ответил, что ему очень повезло: «Я завалил 157 дел подряд. Такая полоса неминуемо должна кончиться! Скорее всего, я теперь могу сидеть у себя в кабинете, сложа руки, а преступник сам найдет ко мне дорогу!». В этом и теория вероятности, и методы счисления. Шекли смеется и над математиками, и над прагматиками, и над неопозитивистами, и над экзистенциалистами. Это энциклопедия философских направлений XX века, настоящая энциклопедия мышления.
 

* Михаил Казиник, скрипач, музыковед, культуролог, историк, пи­сатель, философ, режиссер, видный общественный деятель, просвети­тель - перечислял его ипостаси и заслуги, невозможно поставить точ­ку. Один из его проектов - авторская концепция «волновой школы», где на одном уроке изучаются сказки Андерсена, география Дании и музыка Алябьева. Уже сейчас экспериментальные«волновые уроки»проходят в городе Выкса Новгородской области. Школой Казиника заинтересова­лись на правительственном уровне в Болгарии и Литве, в этих странах реализация проекта перешла в практическую плоскость.
 
 
 
 
 
   

Несколько мыслей о культуре

 
Михаил Казиник
 
Февраль 2010
 
 
Когда ударяет кризис, то самые большие потери несут те страны, у которых ДО КРИЗИСА  были проблемы.
Говорить о социально-политических, экономических и прочих проблемах страны нет необходимости – это хорошо известно.
А, вот, пути выхода из кризиса известны, судя по всему, не столь хорошо. Когда-то Карл Маркс создал формулу, которая в марксистских странах не вызывала сомнения на протяжении почти целого века. «Бытие определяет сознание». В принципе, эта формула абсолютно верна, но… для парнокопытных и насекомых. Бытие в стойле вызывает у лошадей сознание стойла, в болоте – болотное сознание и т.д.
Бог создал первое разумное существо, на которое марксистская формула не распространяется - Ч-Е-Л-О-В-Е-К-А.
У «человека разумного» в период материального (бытийного) кризиса сознательно вырабатывается не кризисное, а сублимированное сознание, где ДУХОВНОЕ берёт на себя спасительную функцию.
 Правительство не может в ближайшее время решить материальные проблемы, но может помочь своим жителям острее, чем когда-нибудь, осознать свою принадлежность к Высшим сферам Духа. Для этого и вырабатывается антикризисная программа, цель которой – духовно поддержать материально растерянного человека. И здесь вступает в жизнь защитная функция КУЛЬТУРЫ. Культура в переводе с латыни означает «возделывание», и, когда Христос говорит «не хлебом единым», то это и означает, что сельскохозяйственная КУЛЬТУРА есть вспомогательное для культуры Духовной. Ведь существует два понятия культуры в древнем мире: первая  (хлеб) необходима для второй - главной (ДУХ).
Все развитые страны сейчас уделяют повышенное внимание культуре, искусству. Если в период кризиса экономить на культуре, то кризис разрастается до уровня катастрофы. Ибо, если у человека сочетается или сходятся в одной точке материальная и духовная пустота, то сие есть почва для суицида. Только высокая культура обладает способностью замещения – это известно всем специалистам – от психиатров до классических психоаналитиков. Вся ресторанно-популярная культура только ускоряет и обостряет психический взрыв. Если в стране есть здоровые силы, то эти силы начинают спонсировать высокую культуру.
Страна, в которой поп-звёзды под собственные фонограммы «танцуют» жён новорусских спонсоров, получая за один танец сумму, которая могла бы принести сотням тысяч детей музыку Моцарта, не сможет существовать.
 
Михаил Казиник.
 
Статьи к этой теме.
Оставить отзыв можно в гостевой книге:  guestbook