Источник: http://www.newsmoldova.ru/culture/20100920/188267788.html
Культура
Анонс:
Михаил Казиник: "загадка гениев – ключ к познанию секретов человечества"
Михаил Казиник – это человек, заставляющий по-новому взглянуть на искусство, культуру, на духовную жизнь человека в целом. Когда в мире больше сомневаются в возвышенном, и таланте, в живительной силе музыки и слова, появляются удивительные люди, считающие своим долгом открыть остальным глаза на те ступеньки, через которые все почему-то перескочили в погоне за прогрессом и комфортом.
11:37 20.09.2010
КИШИНЕВ, 20 сен - Новости-Молдова Николай Костыркин.
Михаил Казиник: загадка гениев – ключ к познанию секретов человечества
11:37 20.09.2010
КИШИНЕВ, 20 сен - Новости-Молдова Николай Костыркин.
Михаил Казиник – это человек, заставляющий по-новому взглянуть на искусство, культуру, на духовную жизнь человека в целом. Когда в мире больше сомневаются в возвышенном и таланте, в живительной силе музыки и слова, появляются удивительные люди, считающие своим долгом открыть остальным глаза на те ступеньки, через которые все почему-то перескочили в погоне за прогрессом и комфортом.
«К сожалению, всех не охватишь, - сетует Михаил Семенович. – Я боюсь в жизни только одного – не успеть. Не успеть добраться до тех людей, которым действительно нужны такие встречи, не успеть сказать им то, что, вполне возможно, в корне изменит их жизнь».
Графику выступлений маэстро может позавидовать практически любая мега-звезда: с 17 по 20 сентября – Киев и Белая Церковь, с 24 по 26 сентября – Петербург, с 27 сентября по 3 октября – Нижний Новгород, с 15 по 17 октября – Рига, с 20 по 31 октября – Камчатка, с 10 по 23 ноября – Москва, и так далее.
Беседа с залом
А недавно Михаил Семенович побывал и в Кишиневе, где в большом зале филармонии… нет, не дал концерт, не провел мастер-класс и даже не читал лекцию. Выступления Казиника не вмещаются в рамки жанров и направлений искусства. То, что он творит на сцене, и то, как общается со зрителем, можно назвать обычным словом - беседа. Именно беседой – со всеми вместе и в то же время с каждым в отдельности.
Казиник – человек разноплановый. Состоявшись когда-то как музыкант, он не продолжил движение лишь по этой стезе. Сегодня Казиник – искусствовед, критик, публицист, актер, сценарист, режиссер и телеведущий. Ибо то, чем занимается этот человек вот уже столько лет, требует и этих, и множества других умений. А совершает он то, что приближает классическое искусство к людям. И слово «популяризатор» здесь будет слишком узким, поверхностным, чтобы описать, насколько значимый и серьезный вклад маэстро вносит (всего двумя часами беседы!) в жизнь каждого, кто пришел на встречи с ним.
Доказательства? Тесно заполненный зал Кишиневской филармонии, чего и на концертах именитых зарубежных исполнителей зачастую не наблюдается. И, главное, мгновенная реакция публики на слова и действия маэстро! Каждый из нас, зрителей, пришедших на эту встречу, ежедневно поглощен собственными проблемами, – но все до единого влились в поток разговора, в котором Пушкин соседствовал с Моцартом, а Прокофьев – с Шекспиром. Каждая аллегория, каждый переход на новый виток темы был предельно ясен и наполнен не только чувствами, но огромным потоком знаний, фактов, осмыслений, сюжетным охватом мира, человеческого духа, услышанным и увиденным особым слухом и зрением.
Над всеми нами – Бах и Моцарт
Выступление Михаила Семеновича в нашем городе создало ощущение свежего глотка воздуха. А ведь маэстро говорил об очень простых, но почему-то всеми позабытых вещах, старых, как мир, и правдивых, как небо над головой.
«С культурной точки зрения то, что произошло с нами двадцать лет назад, – колоссальная катастрофа, – говорит Казиник. – И, если учесть, что культура в мире людей стоит на первом месте, то культурная трагедия превышает все, даже политическую. Нельзя было ломать культуру, это было преступно, и, как оно пойдет дальше, зависит только от нас. Потому что есть еще одно начало, самое главное, и для молдаван, и для русских, и для любых народов, как бы они себя не называли – над всеми нами существует Бах! Над всеми нами парит Моцарт! Они объединяют основы и понимание нас всех - поборников европейской культуры. Музыка Баха всегда направлена «сверху вниз», она ниспадает на нас как виноградные гроздья, как гигантская молния, как некое небесное явление. Она всегда сверху вниз, от Бога. В то же время музыка Моцарта направлена наоборот, «снизу вверх», словно дерево. И, если оба эти потока слить вместе…»
Маэстро садится за рояль и играет фрагменты творчества обоих композиторов, чередуя их между собой. Зал разражается громовыми аплодисментами. Понять эту реакцию разумом невозможно. Здесь на первом месте – душа, эмоции, которые полностью захлестывают зрителей, в очередной раз соприкоснувшихся с вечностью в лице двух великих композиторов.
Русская сказка как притча о шансе
Между тем Казиник продолжает разговор:
«И если мы от шеи и до пят устроены нормально, то здесь (показывает на голову) у нас беда: всего лишь несколько тысяч лет развития. Зачастую у нас очень убогое мышление и крайне незрелое восприятие. Вспомним хотя бы историю о курочке Рябе, которую все родители читают на ночь своим чадам. Большинству все равно, что читать детям, потому что те плачут и просят еще, и нам не отвертеться. А для большинства детей, в свою очередь, не имеет значения, что им перед сном читают, лишь бы свет не погасили. Им в такие моменты хоть учебник по ядерной физике читай – все равно будут лежать с открытыми глазами и слушать. А ведь эту сказку, как и многие другие, никто из нас так толком и не понял, и так же, не вкладывая никакого смысла, мы читаем ее нашим детям. Ну, согласитесь, откуда у них сформируется логическое мышление, когда им читают о том, что ни дед, ни баба не смогли разбить одно-единственное – не яйцо Фаберже! – а обычное яйцо, хоть и золотое?! А сказка эта – не что иное, как притча, пришедшая к нам из глубокой славянской древности, где каждый образ, каждое действие героев – символ! Курочка Ряба однажды в жизни снесла не простое, а золотое яйцо. А глупые дед и баба стали его бить, чтобы изжарить яичницу. Мышка с хвостиком, разбившая яйцо, – это своего рода проверка деда с бабой на реакцию: а что будет, если оно все-таки разобьется? Плачут! Почему плачут? Потому что погибло чудо? Нет! Потому что остались без яичницы! У них же предварительная психологическая установка – чуда нет! А это страшнее всего. И тогда курочка Ряба вынуждена сказать: не плачьте, я снесу вам новое яичко, только не золотое, а то, что вы заслуживаете, – обыкновенное простое яичко. Эта сказка – притча о шансе».
И если не все, то каждый второй зритель вернулся в этот момент к незаслуженно забытой мысли о том, что все происходящее в нашей жизни надо полностью понять и прочувствовать, и только тогда можно принять единственно верное решение.
Неизвестный Моцарт
«Моцарт и Пушкин как бы двойники, – говорит маэстро. – Пушкин, как бы от природы знает Моцарта, и наоборот. Помните знаменитые строчки из «Моцарта и Сальери» про «виденье гробовое, ужасный мрак, иль что-нибудь такое»? Именно Моцарт у Пушкина говорит этими словами о своей собственной музыке. Вы, друзья, даже не представляете, что «вытворила» русская культура, открыв для нас с вами «ужасный мрак и гробовое видение» Моцарта. Потому что до Пушкина, да и после – ибо Запад не читал этих строк, – Моцарт считался гением рококо, этакой музыкальной шкатулкой, и играть его якобы следует легко, ласково, нежно. Педагоги говорят своим ученикам: играй легче, легче, руки поднимай выше, выше, свободнее! А если полностью прочувствовать всю глубину трагизма этой личности, пропустить все эти эмоции через себя и сыграть так…».
И в эти минуты для нас зазвучал совершенно другой Моцарт – тяжелый, надрывный, проникающий во все неизведанные закоулки души и выворачивающий ее наизнанку. Зал озадачен и потрясен.
«Мне в консерватории, - говорит Казиник, вставая из-за рояля, – преподаватель однажды после такого исполнения Моцарта сказал: «Что же вы играете Моцарта, как какого-то сошедшего с ума Шумана?!». А гении никогда не бывают нормальными. Как можно быть нормальным, когда чувствуешь и понимаешь то, что чувствуют и понимают гении?! После такого жить не хочется! Как потом ходить по этим улицам, сидеть за этим столом, включать телевизор и видеть, О ЧЕМ там говорят?! А у гениев собеседники – в высших сферах, и когда отовсюду надвигается земное, обыденное, то таким людям, мягко выражаясь, не очень хорошо живется в этом мире. У гениев всегда две жизни: одна там, наверху, а другая, черт побери, здесь! Они через себя передают все эти высшие вибрации нам с вами, а сами страдают. Потому, что людям, у которых есть сверхзадача в этой жизни, нельзя просто жить и улыбаться – в этом случае они ровным счетом ничего не сделают, не принесут в мир ничего нового, сокровенного. Поэтому Бог – создатель, судьба, называйте, как хотите, начинает его «бить» по жизни, и этим самым запускается процесс творчества. Кто-то лишается зрения, если писатель или художник, кто-то – слуха, если композитор. И, как оказывается, именно в таких условиях гений начинает ТВОРИТЬ. Послушайте музыку Бетховена от того момента, когда он слышал стопроцентно до времени, когда он вообще ничего не слышал, и увидите, что самые великие произведения были написаны им при уже абсолютной глухоте. «Лунная соната» была создана в тот момент, когда Бетховен понял, что его глухота прогрессирует, и процесс необратим. По легенде Бетховен, собиравшийся покончить с собой, считая, что из-за глухоты он как композитор потерян, уже продев голову в петлю, вдруг начал слышать музыку. И ему ничего не оставалось сделать, как спуститься с табурета и начать ее записывать».
Молдавская скрипка до Вены доведет
Для аккомпанемента Казинику на сцену выходит концертмейстер Раиса Бырлиба, уже много лет работающая в молдавской Академии музыки, театра и изобразительных искусств. После совместного исполнения одного из номеров Михаил Семенович вдруг говорит, обращаясь к зрителям:
«Знаете, нас с Раисой познакомили только позавчера, но ни в тот день, ни накануне сегодняшней встречи у нас не было времени толком порепетировать. И, представьте себе, я нисколечко не волновался. Мы настолько быстро поняли друг друга, что, сыграв в день выступления несколько пассажей, я убедился: проблем не будет. Это потому, что у вас в Молдове талантливые, глубокие музыканты, преданные своему делу. Потому что основы великой школы, заложенные здесь кода-то, до сих пор работают».
«Знаете, – продолжает Казиник, – я очень люблю народную молдавскую музыку, в ней – душа! Вся современная традиция игры на скрипке берет свое начало из этого региона – Молдова, Румыния, Венгрия. Конечно же, не обошлось и без влияния цыганских традиций. Молдавско-румынско-венгерская скрипка слышна и у композиторов Венской школы, - далее маэстро переходит на шутливый тон. – Я даже слышал, что некоторые молдавские мамы до сих пор утверждают, что первое слово их новорожденных детей не «мама», как во всем мире, а «скрипка»!».
После выступления Михаила Казиника меня не покидало ощущение, что именно этот день был ознаменован столь редкой возможностью соприкоснуться с Вечным. Ведь большинство людей зачастую проходят мимо вопросов о том, что с этим миром может сделать хотя бы одно творение, благословленное свыше. И вполне вероятно, что человечество существует, живет, радуется, страдает и создает, благодаря силе разума, величию духа и безграничному полету души гениев, делающих нас немного чище, немного мудрее, немного… больше, чем мы есть. А для того чтобы мы об этом не забывали, наверное, и существуют такие люди, как Михаил Казиник, стремящиеся донести до нас такие простые, но такие важные ответы.
Когда-то богослов Флоренский написал на стене каземата: «Вера – это не познание истины, а служение ей». И все же… Наверное, именно способность необыкновенного таланта Казиника доносить до слушателей не только материальную суть слова и звука, но и их духовную составляющую лежит где-то в плоскости не только служения, но и познания истины. Только так смог он для зрителей расширить глубинность Великого до Возвышенного и Земного.
|
|
|||