Школа будущего стартовалаВолновая методика Михаила Казиника
набирает обороты
Этот день у учащихся четвёртого класса школы №9 был особенным. Три урока, которые прошли в необычном темпе, вели четыре педагога. Классный руководитель Ирина Николаевна Мешкарева была главной среди них. Соратниками её выступали учителя географии, музыки, изобразительного искусства. Всего за один день ребята прослушали пение соловья, любимой птицы в России, романс на стихи Антона Дельвига «Соловей», сочинённый Александром Алябьевым и посвящённый Александру Пушкину. От соловья российских рощ перешли к соловью с острова Фюн, великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену. Узнали, что родина Андерсена – Дания – расположена на 304 островах! Фюн – из их числа. Как в калейдоскопе менялись названия, темы, имена...Учитель географии, рассказывая о природе Дании, перешла к сказке Андерсена о лебедях, в которой девушка Эльза, чтобы спасти своих заколдованных братьев, плела им костюмы из...крапивы. Ребята отгадывали загадки по сказкам Андерсена, читали его стихи, вырезали как и великий сказочник из бумаги героев его историй и сочиняли по ним свои. Слушали музыку Грига и понимали, почему двух гениев объединяла дружба. Дети не обращали внимания на то, что у них на уроке – гости: учителя из других школ и сам автор уникальной методики Михаил Казиник.
По волнам... культуры
Ещё зимой Михаил Семёнович приезжал в наш город, встречался с педагогами, провёл мастер-класс. Одни прослушали его блистательное выступление и ушли, другие остались, чтоб получить «руководство к действию», для воплощения в жизнь идеи школы будущего. Обещая содействие и всяческую помощь, слово он сдержал и два дня снова посвятил Выксе.
Моя беседа с ним не была интервью в чистом виде. Скорее, Мастер делился впечатлениями, идеями, размышляя вслух о том, будет ли у России эпоха Возрождения.
– Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь, это роскошь человеческого общения». Я очень доволен нынешней встречей. Мы великолепно общались друг с другом. Попали в такое состояние, которое в науке называют синергией, обмен энергиями. Первый комплексный урок, прошедший в вашем городе, меня порадовал. Его давали не юные учителя, которые мгновенно всё понимают и схватывают, а учителя опытные. На уроке они замечательно передавали друг другу эстафету. Актёрски, остроумно, легко. Это была реализация моей мечты. Знаете, опыт бывает судьёй и слугой. В данном случае он был слугой, и педагогам было легко и радостно от этого. Радость передавалась и детям. Представить только, что они в течение дня занимались творчеством, поэзией, вырезали из бумаги, сочиняли сказки! Как чудесно выстроена линия: Андерсен, его сказка про лебедей, Эльза, ткущая капюшон из жгучей крапивы. Идея крапивы: молодая, мягкая и старая, жгучая. Этим-то и хорош комплексный урок, потому что в него входят многие предметы, и волна переходит с одной темы на другую. Таким должен быть урок будущего. Четыре педагога дали по сути за день четыре урока, но не отдельно, а вместе! Для детей важен эффект новизны. Им интересно, радостно, весело! Никому из них в голову не придёт шалить, нарушать дисциплину.
Я не устаю сегодня повторять в России, на всех встречах и школах следующую истину. Что такое география? Это место. История – время. Культура – наполнение. Ничего кроме истории, географии, культуры не существует в гуманитарных науках! Они связаны неразрывно. Не знаю, как достучаться до чиновников, что можно реформу провести не ломая всей системы, а предоставляя учителям радостную работу! Представляете, в класс входят четыре педагога и дают по сути спектакль! Можно и детей привлечь к участию в нём, когда кто-то из них получает задание на дом, и тоже участвует в этом спектакле. Учитель же – и режиссёр, и сценарист, и актёр.
Школа – это театр. Мы объединяем несколько предметов в одно гуманитарное кольцо. Здесь и музыка, и живопись, и поэ-зия...Сказки и вырезалки из бумаги. Мы должны создать на уроке прецедент мышления, чтоб сформировать у детей волновое восприятие. Вспоминаем Данию – тут же всплывают в памяти Андерсен, бумажные кружева, 304 острова, Копенгаген, художники-иллюстраторы произведений, и – крапива! Эльза и её братья. Таким образом мы сформируем поэтически мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. А теперь представьте другой урок. Тема – вода. Вода – как биологическая данность. Море, океан. Вода – жизнь. Вода – мистическая субстанция, у неё есть память. Вода, море в музыке Клода Дебюсси, Равеля. Игра красок, бликов... Море у Пушкина: «Прощай, свободная стихия...» Так мы ведём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.
Кто-то сказал, что если XXI век не станет веком индивидуальностей, как было в эпоху возрождения, то мы погибнем. Цивилизация погибнет. Потому столь важно сегодня создавать уроки в духе эпохи Возрождения. Какие личности творили и жили в тогда! Смотрите: Микеланджело – скульптор, поэт, автор сонетов. Леонардо да Винчи – учёный, автор сказок, летательных аппаратов, художник. Макиавелли – государственный деятель, мыслитель, знаток поэзии, шутник.
Что мы должны сейчас делать? Строить новую школу. Когда общался с вашими педагогами, я понял, какие метаморфозы произошли с ними. Сначала – недоверие, потом – растерянность «а получится ли?», страх и полное снятие напряжения! Уже никто не боится. Уже верят. Уже увидели, что получилось. А получился великолепный классический урок, соединённый с комплексным. Я сидел, смотрел, слушал и у меня радость была в душе.
Верю ли я, что в России возможна эпоха Возрождения? Конечно. Иначе зачем все мои эмоции, энергия, жизнь? Я верю, что создастся достаточная критическая масса, которая взорвёт время всеобщего равнодушия. И оно наступит. Эпоха новая через поэзию, через формирование типа свободного гражданина, понимание искусства через любовь, восхищение человеком!
Уехать, чтоб вернуться
– Какое время для вас было самым трудным?
– Когда я был на гастролях в Швеции, в России случился путч. Я тогда жутко рассердился. Писал ведь Горбачёву письма, предупреждал, торопил, говорил, что надо быстрее создавать конфедерацию и тем спасать страну. Меня не услышали. Так вот, в России ГК ЧП, по телевизору показывают Янаева, Крючкова... Мне звонят: «Посмотрите на экран! Почему вы не хотите подписать шведский контракт?» У меня никогда не лежала душа жить в какой-либо стране, кроме России, но тут я рассердился и подписал договор. Это было 19
августа 1991 года.
А потом случилось чудо. Когда я, добившись в Швеции всего, приехал в Россию не просто Михаилом Казиником, а экспертом Нобелевского комитета, меня приняли восторженно. Не как человека умного, образованного, а как добившегося на Западе успеха. Когда меня попросили стать экспертом, я согласился, а про себя подумал: «Я недолго им буду. Пусть Россия узнает, кем я стал». Как ни горько, но в России всегда много значит, насколько ты при должностях, званиях и членствах, т. е. я воспользовался тем, что стал экспертом, чтобы приехать сюда. Подписание контракта в Швеции сыграло важную роль и для России. И теперь я не в Швеции, а разъезжаю по всему миру, но чаще и дольше бываю в России.
Так что, как волка ни корми, он всё в лес смотрит! (Кстати, от должности эксперта Нобелевского комитета я уже отказался. Эта должность сделала своё). Но как только приезжаю в Швецию, меня посещают разные умные мысли. Мне казалось, что впереди больше, чем позади, и вдруг обернулся и увидел, что нет, наоборот. А я к этому не готов. У меня много идей, мыслей, мне надо многое успеть. Люди, подобные мне, должны всё время работать, преподавать, играть, шутить, быть собранными, источать энергию! В этом и есть жизнь.
– Как вы относитесь к журналистской братии?
– К ним трудно относиться одинаково. Читаю много газет, журналов и жёлтой прессы. Никогда не думал, что в России, такой сдержанной, православной стране появится столько жёлтой прессы! Это выходит за все допустимые пределы! Страна находится в психическом нездоровье. Есть такое изречение, что хуже раба может быть только бывший раб. Освобождённый раб ужасен, он подсматривает за хозяином в замочную скважину и на этом чувстве раба играют недобросовестные журналисты.
Есть и другой тип. Они, услыхав информацию, перевирают её на свой лад. Есть и такие, кто скачивает новость с Интернета и тоже перевирает. И потом уже не знаешь, как всё это объяснить? Ведь не могу же я выступать против целого Интернета и против тех изданий, которые пишут про меня неправду!
И есть честные журналисты. Им очень трудно живётся и приходится изворачиваться, чтобы написать правду! Хоть и говорят, что у нас свобода слова, но цензура всё-таки есть. Поэтому у меня разное отношение к пишущей братии.
Елена Липатова. Фото Ольги Поповой
Материал предоставлен газетой "Выксунский рабочий"
|