Сообщение:
| Витебск. Одухотворенное путешествие.
Первое впечатление от центра Витебска - маленький хорошенький городок, как резная шкатулочка, в самом деле похожий на мирок, созданный детской фантазией: скучно ему было лежать на плоскости, вот и пошел он скакать и прыгать по холмам, напевая считалочки… то и дело ловишь себя на мысли: где-то этот веселый городской пейзаж я уже видела, уж не над ним ли парят влюбленные Шагала? Да, нынешний Витебск совсем иной, не тот, что запечатлелся в тоскующей памяти эмигранта. Но рельеф остался прежним, и все так же в наклонку бегут по нему домишки, пусть новые, да ведь крыши с высоты птичьего полета все одинаковые! А на каждом холме и впрямь ощущаешь себя птицей, парящей над окрестностями.
Это уже потом прочувствуешь, насколько город древний, разменял вторую тысячу лет, да так плотно утрамбовал события в своей немаленькой истории, что кажется, будто время здесь сгустилось... Неудивительно, что на таком «питательном субстрате» взросли и распустились чудным цветом самобытные таланты: Шагал, Малевич, Лажечников, Бахтин, и конечно, Соллертинский.
И вот выходит на сцену Маэстро (т.е. не на сцену, а на улицу, конечно, а улица и есть сцена в городских декорациях) и, вдохновенно поводя рукой, оживляет старые дома и кварталы, воскрешает память о давно ушедших жителях, и вот уже кажется, что не было в городе заурядных личностей, каждый - талант, большой или малый… Впрочем, и современный Витебск не беден ими: мы знакомились и с художниками и с артистами (которые дали спектакль о Шагале для нашей группы, несмотря на уже закрытый театральный сезон, за что им отдельная благодарность и особое уважение), да и просто гуляя по городу, можно запросто повстречать то тут, то там прекрасные работы скульптора Валерия Могучего, пожалуй, самого выдающегося мастера среди художников-витеблян.
Стиль Казиника – «полное погружение» в культуру, а значит, он не мог не познакомить нас с художественной традицией города – с живописью наставников Шагала, его однокашников и просто современников, а визит в театр не мог ограничиться всего лишь просмотром спектакля, нет, тут был и экскурс в историю Витебской театральной жизни, начиная от постройки здания театра, продолжая рассказом о выдающихся постановках и заканчивая анекдотами и актерскими байками, - и все это в лице единственного артиста, Михаила Казиника, который один «держал» внимание публики, как всегда легко и непринужденно, по сути устроив для нас еще один спектакль.
У каждого из нас есть своя личная карта мира, особенная. На ней отмечены города, где мы подолгу жили или бывали проездом, где живут наши родственники или старые друзья, есть города, которые нас поразили, потрясли, а есть и такие, о которых только мечтаем… какие-то из них горят на карте ясным спокойным светом, другие едва заметно мерцают… А теперь на 24-х картах (ведь нас было 24) запульсировала еще одна точка, прекрасно-синяя (а какая же еще?), - Витебск.
Спасибо.
|
комментарии