Сообщение:
| Добрый день, Михаил Семенович!
Впервые я услышал "Лебединое озеро" будучи восьмиклассником на экскурсии в славном
городе Таллине, еще не ставшем тогда заграницей. Я не был на тот момент любителем классической музыки. Пожалуй, я вообще впервые слушал классическую музыку в зале. Мое знакомство началось с конфуза. В самом начале первого акта я заснул прислонившись к перилам бельэтажа и сладко проспал до самого конца, когда зазвучала та несравненная мелодия, связующая весь балет, называемая обыкновенно па-де-де. И тут я встрепенулся - даже не проснулся, а как-будто вскочил и полон внимания, без следа сонливости, стал жадно слушать музыку. Я был разочарован, когда после нескольких тактов последовал антракт. Помню с каким нетерпением я ждал начала второго акта и как я был благодарен Чайковскому за то, что он начал второй акт той-же необыкновенной мелодией, так меня зацепившей. В этот момент я был покорен им, покорен его музыкой, как сказали бы теперь, стал его фаном.
Вернувшись домой я скоро купил пластинки, чтобы слушать их дома. Это был оркестр под управлением Георгия Рождественского. Я по-прежнему с невеликим интересом слушал первый акт, и более предпочитал все последующие. Со временем я стал находить в исполнении места, казавшиеся мне скучными, и представлял как их можно было бы сыграть по иному, придав им блеска, как я бы хотел их сыграть. Со временем я встретил другую запись балета и тоже ее приобрел. Я прослушал ее с большим вниманием, замечая все отличия от первой, но и она не показалась мне до конца безупречной, и в ней я находил места, которые я хотел бы исполнить иначе. Я продолжал интересоваться разными исполнениями "Лебединого озера" пока не встретил в гостях у одноклассника пластинки, уже в те брежневские годы казавшиеся стариной. Изрядно царапанные, без конвертов, они были записаны еще до моего рождения в неведомые 50-е. Но это было именно то исполнение! Оркестр играл именно так, как я бы хотел, пожалуй даже лучше! Я переписал пластинки на свой магнитофон (помните эти огромные боббины с коричневой пленкой?) и слушал потом дома на одном дыхании. С тех пор я считаю это исполнение идеальным и образцовым. Фамилия дирижера была мне совершенно незнакома - Файер. Ни одной более записи его я не встретил.
Почему я об этом вспомнил? Сегодня я слушал запись Вашей передачи от 7 февраля 2010 года, в которой Вы привели две версии пятой симфонии Бетховена. Сразу скажу, что разница между двумя исполнениями показалась мне огромной. Оркестр Бруно Вальтера звучит иначе - он как будто объемнее, темы в нем более разделены, выпуклы. И опять то самое ощущение - он играет правильно! В том смысле, что если бы я имел возможность управлять исполнением, то стремился бы именно так подать эту симфонию. И даже более того, в его исполнении я заметил новые нюянсы, которых ранее не замечал, не знал о них. В самом деле - это гениальное исполнение!
Михаил Семенович! Моя просьба к Вам, может будет возможность в какой-нибудь из передач рассказать что-нибудь о дирижере по фамилии Файер. Почему о нем ничего не слышно? Где его записи? Считаете ли Вы его выдающимся, или он только мне так понравился?
С уважением,
Сергей Матвеев
|