Сообщение:
| Михаил Семёнович, здравствуйте! Очень интересно Ваше мнение о современных и очень модных постановках многих известных опер? Либо они уж очень аскетичны и герои, жившие в 17 -18 веках, одеты не в блистательные наряды, а в серые балахоны (и это в лучшем случае), вот например, опера "Кармен", которую я недавно слушал в Стокгольмском Оперном театре и во многих других театрах мира). Либо постановки уж очень, мягко говоря, "оригинальны", что намного хуже. В одном из своих последних интервью Г.П. Вишневская поделилась впечатлением об услышанной опере в очень известном и уважаемом театре, где Онегин и Ленский, оказывается, любовники и ревнуют друг друга к Татьяне)). Вишневская высказалась за сохранение эпохи в опере, за сохранение оперы вообще как жанра, полагая, что лучше закрыть половину оперных театров, иначе "толпа, дорвавшаяся до искусства, окончательно его уничтожит". Может она права?))
|
комментарии
Если ОЧЕНЬ кратко, то - моя точка зрения такова. Опера - условный жанр, и к тому же достаточно консервативный жанр. Она должна была бы целиком остаться в тех декорациях, в тех системах и точках отсчёта, в которых она создавалась и в которых писалась музыка. Всякая модернизация постановки ведёт к конфликту с музыкой, с оперными голосами, с оркестром. То, что происходит - попытка коммерциализировать оперу, пригласить в театр новую радикальную публику. Никакое техническое развитие не может изменить скрипку, идеал которой построен в 17-18 веке. И сегодня мы играем концерты Мендельсона и Брамса с теми же оркестровыми составами, на тех же скрипках, что и 100-200 лет назад. Не опера должна идти к современному человеку за счёт осовременивания постановки, а современный человек должен идти к доброй старой опере. Потому что, ПОВТОРЯЮ, опера - застывший жанр. И вся система условностей оперы должна сохраниться. Никто не требует от православного богослужения, чтобы священники вкатывались на алтарь на коньках, а диаконы выходили в коротких шотландских юбках. Это - шутка, но весьма серьёзная. Есть явления, ценность которых в том, что они представляют Вечность или, если хотите неподвижные во времени ценности. Опера, на мой взгляд, одна из них. Достаточно сказать, что, чем лучше знаешь всё содержание спектакля ДО его начала, тем сильнее восприятие оперы. И уже в одном этом доказательства того, что с оперой не стоит экспериментировать. Всё намного сложнее, чем я пишу, но вкратце - так.