Сообщение:
| Дорогой Михаил Семенович!
Вчера случайно увидела Вас с Познером.
Огорчилась, услышав о Вашем неприятии церкви. Слушаю давно Вас на
ОРФЕЕ.
Оказалось, что мы с Вами жили в одно время в одном
городе. Я старше Вас на 3 с лишним года и родилась в Полоцке, но вскоре
переехала в Витебск с родителями, отец мой был офицером. Все наши
родственники из Москвы и подмосковья, сейчас в Витебске осталась
только могила отца. Я приезжала туда лет 7 тому назад и тоже была
расстроена потерями старого города. В 17 лет я уехала из Витебска в
Москву, училась в Долгопрудном в МФТИ и работала потом в Москве в
нескольких НИИ. В Москве живу и сейчас. К вере я пришла давно,
современная физика скорее доказывает бытие Бога, чем наоборот, но лет
20 искала Истину, сидя дома на диване. Читала теософию, буддийские и
суфийские, православные и пр. богословские труды. В Евангелиях видела
весть религиозной свободы: "Не здесь и не на сем месте будут поклоняться
Богу, но везде в Духе и Истине", - сказал Христос.
Каждый человек,
живущий в России, в первую очередь начинает воевать за свою свободу с
церковью. Я по отцу русская, а по матери - еврейка, но о синагоге
никогда даже не думала. Все-таки мы воспитаны в русской культуре и
выясняем свои отношения именно с ней. На каком языке говорим, на таком
и с Богом разговариваем. Я так распалилась против диктата церкви и
особенно против того, что дьявол и бесы нас преследуют везде (а где же
Бог?), что Господь по великой своей милости (и по молитвам 3-х моих
подруг за меня) послал мне испытание, которого никому не пожелаю, но
которое заставило меня обратиться к церкви за спасением. Я крестилась
18 лет назад и с тех пор являюсь усердной прихожанкой. На ТВ СОЮЗ,
православном телеканале, есть лекции богослова Алексея Ильича Осипова.
Ваш вопрос к Богу тоже обсуждается и никаких запретов на вопросы в
церкви нет, конечно, во время проповеди и богослужения никто не задает
вопросы священнику, но потом можно. Не всякий приходской священник
удовлетворит Вас, но есть такие, с которыми и Вам было бы не скучно.
Но все вопросы как-то сами со временем исчезают, если посещать
богослужения и приступать к таинствам. Уверенность в том, что Господь
всегда прав, становится исходным тезисом, согласие с ним, мир души, не
нарушают софизмы. Как Он мог допустить или попустить, как говорят в
церкви, что-то, предвидя следствия? Но те же богословы утверждают, что
Господь попускает только то, что в результате принесет более пользы,
нежели вреда. Не всегда эта польза нам видна здесь, она может быть
субъективным даром душе, живущей вечно в других мирах.
Вы как музыкант должны чувствовать благодать церковных песнопений,
но слушать их надо за богослужением. Например, однажды я была на
концерте хора Новоспасского монастыря. Этот хор я слушала в храме и на
сцене. Какая огромная разница! Нет соприсутствия Бога на сцене, нет
благодати, которую ощущают прихожане. Причем, "могущие вместить, да
вместят" - это относится и к ощущению благодати в храме. Некоторым
становится дурно и они падают в обмороки за богослужением. Бесноватые
начинают беспокоиться при чтении Евангелий, наблюдала это в
Пафнутиево-Боровском монастыре.
Пишу Вам это как человеку мною уважаемому и публичному, не хотелось
бы, чтобы кто-то заподозрил Вас в недостатке понимания самых глубоких
вещей. От личного опыта зависит и восприятие музыки. Если когда-то в
молодости я считала классическую музыку проводником мыслей о Боге и
Вечности, то сейчас, пожалуй, только Бах остается на этой высоте. От
Моцарта иногда становится скучно, легкомыслие не всегда оборачивается
легкостью и чистотой, но, впрочем, это зависит еще и от исполнения. Я
сама пытаюсь сыграть Гольдберг-вариации (только арию), как Глен Гульд, и, увы, не
получается, я училась на дому у студентки музучилища. Из живописных шедевров я бы взяла в вечность не католика,
хоть и грека, а "Троицу" Рублева. Католическая духовность и
православная тоже различаются по тону. Православная светлее, нежнее,
тоньше, теплее, ближе к сердцу и Богу, как мне кажется. Но не буду Вас
агитировать. В Витебске была на службах в нескольких храмах и везде
отметила бОльшую мягкость, нежели в столичных. Церковно-славянский
язык, общий для всех славян, позволяет чувствовать себя в церкви дома и в
Белоруссии и на Украине. Но разница все-таки есть небольшая.
Если бы я не была в храмах Витебска на службах, я бы уехала оттуда
безутешной: эта яма в центре города со сценой, где раньше был каток,
где прошла моя юность, яма была закрыта двухэтажными домиками, а
теперь неприлично зияет - все было разрушено из воспоминаний. В парке
Фрунзе напротив ямы когда-то были развалины собора свт. Николая, там, я помню, я
первый раз подумала о Боге, глядя в полуразрушенный купол. Его снесли,
когда мне было лет 9. Но только в церкви я почувствовала, что город
жив, душа города теперь не в памяти о супрематизме, а в церкви.
Времена меняются и не всегда к худшему. Видели ли Вы фильм о Иегуде
Пэне "Смертельная нагота"? Его показывали на КУЛЬТУРЕ, можно найти в
инете. Детективная история о смерти учителя Шагала. Там замешана и дочь бывшего губернатора
Витебска, кажется, Вы что-то говорили о каком-то губернаторе, но, к
сожалению, я не знаю его фамилии и ничего вообще о нем.
Простите меня, ради Бога, если Вам покажется нескромным мое
вмешательство в Ваши отношения с Богом, но мне искренне было очень
жаль слышать о том, что в церкви нельзя задавать вопросы.
С уважением, Наталия Владимировна.
|
комментарии