Сообщение:
| Дорогой Михаил Семенович!
Огромное спасибо Вам за всю Вашу деятельность и присутствие на Земле! Пишу Вам, преодолевая катастрофическую нехватку времени (я художник, исследователь и мама 5 детей, поэтому все время в цейтноте между детьми, творчеством, и подработками) Итак пишу потому, что вчера произошла вещь, потрясшая меня до глубины души. Ваш эксперимент с чтением стихотворения Пастернака «Ночь» и музыкой Баха, проделанный несколько лет назад, кажется, не окончен, а продолжает действовать!...
Вчера ночью я слушала Вашу радио передачу с Вашим экспериментом, признаюсь, что делала это уже наверное раз в третий, но именно вчера произошло новое осознание, гораздо большее чем обычно. Время было уже около двух часов и всю первую часть ночи я сидела над реконструкцией рисунка одной старинной (4 в.) ткани, сделанной христианами, но рассказывающей о их самых сокровенных тайнах так чтобы не вызвать особых подозрений у язычников, т.е. символами. Во время рисования я слушала аудио книгу Томаса Манна Доктор Фаустус, а потом Вашу передачу. Наверное, в моем восприятии в этот раз совместились раздумья над зашифрованным смыслом рисунка, Ваше прочтение стиха и Страсти по Матфею Баха, но текст стихотворения предстал для меня в новом свете помноженный на восприятие в этот момент всего через нарисованные символы. Я ощутила летчика не просто как пилота а как всякого кто взлетает и летит, а Страсти по Матфею (втягивающие в самую сердцевину Страстей и Распятия, заставляющие тебя все видеть и чувствовать) четко и образно связали взлет самолета с поднимающимся и устанавливаемым Распятием, а затем взмывающим в облака. Это было как рисунок, ведь поднимающийся в тумане самолет полностью совпадает с очертаниями Распятия: крылья – поперечная перекладина, хвост – дощечка под ногами, а пропеллер верхняя дощечка с надписью ИНЦИ… в силуэте это абсолютно идентичные по всем пропорциям очертания!
Мое ощущение было похожим на озарение, что летчик и самолет, как будто образ Христа. И это не низко, ведь во время написания стихотворенья Крест в его значении Распятия практически ушел из визуального опыта. В жизни большинства людей, Он остался чем-то очень отдаленным и смутным из прошлой жизни… И лишь иногда, кажется, очень случайные и далекие от Христа вещи, как крестик самолета в тумане, крестик на ткани и метка на белье могли напомнить о великом связанном с Крестом событии.
Нет, это не низко, потому, что летчик не только, ток, кто ведет самолет, но и всякий кто летит! Кто летит - тот и Летчик! Кто дерзает лететь – тот и Летчик! Кто дерзает все переиначить и оторваться от земли, преодолеть своим духом притяжение всего земного – тот и летчик! И первый здесь Христос. Михаил Семенович, мне кажется, Вы нашли сочетание очень точно! И не случайно самолет выбран Пастернаком как орудие полета и как крест! И не зря Творец и художник в стихотворении как летчик и как звезда. И Христос конечно и летчик и звезда! А как можно было по-другому сказать о Нем в советское время. Сказать со всей силой и потрясением о Распятии, сказать так же сильно как сказал об этом Бах! И в этом «взлете» Христа перед Крестом меркнут светила, и сам Млечный путь поворачивается креном. И это самое важное время, и самое главное как Таинство (как Пасха) когда нельзя спать, когда творится переворот всей Вселенной и победа над смертью!
И смерть, и Воскресение рядом. И рядом надмирный полет всякого распинаемого, и низкий фарс распинающих… И сколько таких фарсов в своей жизни видел Пастернак….
Надмирное пребывание Творца соединяется с образом художника на «надмирном» чердаке – это совсем близко потому, что в творчестве, творец и художник рядом и вместе в страстях и боли, и вместе в сотворчестве… и кто творит – тот и художник…
Я уже все дорисовала, но спать не могла, сидела и слушала Вас, Пастернака и Баха…
СПАСИБО
|