Сообщение:
| Здравствуйте, Михаил Семенович!
В качестве предисловия - отрывок из моего письма приятелю.
Примечание:
далее по тексту: АМ – академическая музыка.
-------------------
«Недавно я разговорился с нашим главным механиком. Он хорошо поет (во время работы частенько напевает себе песни советских лет, ну к примеру, из репертуара Анны Герман или Марка Бернеса). Как-то у меня по FM играло что-то из АМ. И он пустил реплику типа «Не люблю я эти всякие симфонии. И вы тоже?». Я тогда промолчал (до этого мы никогда не говорили на музыкальные темы; сослуживцы о моих вкусах имеют смутное представление, но знают твердо, что я не терплю попсы), только спустя несколько дней не выдержал и спросил, что он имел в виду.
– Вот ты тогда сказал, что не любишь «эти всякие симфонии». Можешь объяснить, почему?
– Да я и сам не знаю, не задумывался.
Видя его затруднения, я решил немного помочь ему.
– Ну постарайся подумать и обосновать ответ – ты же Инженер.
Он сделал большую паузу, потеребил нос, часто заморгал – он большой юморист.
– Вряд ли я тебе смогу ответить – почему. Ммм…. она вызывает у меня чувство внутреннего дискомфорта, или может, неловкости…
– Ну, ну…
И тут он выдал.
– Или стыда. Ну…. похожее чувство я бы испытал, облачившись в женскую одежду.
-------------------
Теперь - к делу.
Мне кажется, что Вы в своей пропагандистско-агитационной деятельности (в хорошем смысле, конечно) упускаете самый ключевой момент.
Сначала постараюсь классифицировать людей, которые находятся вне пространства АМ, по их отношению к музыке вообще.
1. Люди, которым музыка не нужна. Есть и такие. Однако, они могут увлекаться театром или живописью, много читать, ходить в музеи и тому подобное. Думаю, что способность воспринимать музыку и испытывать от этого сильные переживания не должна характеризовать человека ни с положительной, ни с отрицательной стороны.
2. Самая многочисленная категория - «дискотекочники» и «попсовики». Этих только условно можно отнести к любителям музыки, поскольку их «любовь», как правило, проходит с возрастом. В лучшем случае она им остается нужна как стимулятор приступов ностальгии.
3. Те, в жизни которых музыка (увы, не академическая) играет одну из первых ролей. В смысле, жить без нее не могут. И я из их числа. Однако область моих предпочтений в АМ, хотя и незначительна, но безоговорочна, причем я слушаю далеко не самую популярную АМ. Можно сказать, я одной ногой там, а другой тут. А потому мне кажется, что я понимаю и тех, и других.
Теперь собственно по теме письма.
Михаил Семенович , постарайтесь вникнуть в смысл сказанного, поскольку Вам, находящемуся в пространстве АМ «с пеленок», трудно будет это понять. А вот меня, хотя я с 6 летнего возраста целых пять обучался музыке (фортепьяно) у частного преподавателя, это вопрос мучил долгие годы, пока я сам не дал на него ответ.
Причина того, что простой обыватель не слушает АМ, не в том, что он не готов ее понимать. Вернее, эта причина существует, но глубоко вторична.
Первая и основная причина в том, что АМ обладает весьма специфической аурой, и она воздействует на современного человека, находящегося вне ее круга, таким образом, что он уже с первых нот не хочет ее слЫшать.
До того, чтобы ее слУшать, очередь просто не доходит.
Можно проделать эксперимент: записать тысячи популярных песен с участием симфонических оркестров, под управлением маститых дирижеров, с привлечением оперных звезд. Уверяю Вас, «народ» такую «попсу» слушать не будет!
Значит, дело не в сложности и недоступности АМ, а в чем-то другом.
А может, что-то с АМ не так?
Может, она катастрофически устарела?
Может, у нее ограниченная звуковая палитра?
Может, академический вокал противоестественен по своей сути?
Может, фрак дирижера, палочки, оркестровая яма, «браво» и «бис» вызывают у людей глухой безотчетный протест?
Есть над чем подумать )).
Я могу писать на эту тему очень долго. Но лучше пока остановлюсь. Ведь еще не факт, что мысли простого обывателя чем-то заинтересуют блестящего музыканта и искусствоведа. Безо всякой иронии.
Прошу извинить, если в чем-то был резок. Немного сам себя завел. Но слов из песни не выкинешь…
С безусловным уважением, Армен Эдуардович,
56 лет, электронщик-программист
|
комментарии
Просто наболело. Я глубоко убежден с своей правоте и очень сожалею, что адепты АМ, как правило, не видят в ней никаких проблем.
И чтобы снять все вопросы, перечислю наиболее любимые произведения АМ:
Шостакович, 5 симфония, все, кроме 2 части.
Шостакович, 8 симфония, части 1, 4, 5.
Шостакович, скрипичный концерт оп. 99, 1 и 3 часть.
Барток, все 6 квартетов
Бах, французские сюиты.
Бах, органные сочинения BWV 538, 542, 582
Бах, сонаты для скрипки №№ 18, 21, 23
Шнитке, концерт для фортепьяно и струнного оркестра.
Губайдулина, многое.
С уважением, Армен Эдуардович,
56 лет, электронщик-программист