Сообщение:
| Уважаемый Михаил Семенович!
Я пишу не для того, чтобы выразить Вам свое восхищение, хотя Ваши рассказы как искусствоведа мне очень нравятся.
Тема моего письма значительно серьезнее.
Я думаю, что Вам не очень по душе когда люди начинают судить об искусстве мало в нем разбираясь.
Поэтому я Вас ОЧЕНЬ прошу не говорите ничего о Боге и вере. Потому что сразу становится понятно, что Вы никогда и ничего по этому поводу не читали и не вникали. А русская и всемирная литература по этому вопросу очень глубокая и серьезная, поверьте гораздо глубже, чем любая художественная литература и даже музыка.
И Вы глубоко ошибаетесь, считая, что религия исключает свободу мысли и воли.
У Вас достаточно поверхностное представление о вере, основанное на "попсе". Это все равно, что если бы я судил об оперном пении по Баскову.
Если бы познакомились с произведениями Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Кирилла Туровского и многих других христианских писателей Вы бы пришли в восторг не только от глубины мысли но и от красоты ее выражения. Если бы Вы поняли смысл и суть церковных песнопений, Вы бы пришли в восторг намного больший, чем от любого другого произведения
человечества
И Вы наеврняка знаете, что в церкви используется музыка Чеснокова и церковное пение ценится во всем мире. Или Вы его предпочитаете не замечать или Вы его не в состоянии оценить.
Если бы Вы почитали философские споры христианских писателей, напр. Оригена и Григория Богослова, то, уверен, Вас бы потрясла глубина их мысли, превосходящая любого Сократа, Гегеля и Канта.
Я уже не говорю о том, что мы просто не в состоянии оценить все величие и красоту нашего Бога, но хотя бы не будем "моськами".
Большая просьба к Вам, уважаемый Михаил Семенович, по крайней мере не говорите ничего о вере и церкви. Одно это уже будет очень хорошо, это будет радостно и Вам и мне и многим другим верующим людям, которых Вы обижаете, фактически говоря о том, что мы культурно недоразвиты.
Для нас это не важно, мы от этого ничего не теряем. Но скольких людей Вы оттолкнете от поисков в вере, как Вы сетуете на то, что многих школы оттолкнули от литературы.
А теперь сами же повторяете их поступки и продолжаете дело коммунистической партии СССР, которая называла веру "опиумом" для народа.
Очень буду рад, если Вы меня услышите.
Так же как Вы радуетесь, когда люди слышат Вас.
|
комментарии
Ваши высказывания, Сергей, если Вы считаете себя религиозным человеком, противоречивы. 1) Если религия не исключает свободу мысли, то почему Вы считаете, что М.К. (и любой другой человек) не может высказать свою точку зрения о самой религии? 2) если религия не исключает свободу воли, то почему М.К. (и любой другой человек) не может стремиться (а стремление и есть воля) к познанию Бога через свои рассуждения и высказывания? 3) Обладая большим объемом и глубиной знаний в области церковных песнопений, Вы забываете, что только в постсоветский период данные произведения стали звучать в светских концертах. До 1917 года это не разрешала сама церковь, а в советское время - действующая власть. Но М.К. не может себе позволить придти в церковь и там людям пришедшим на молитву или службу рассказывать о классической музыке (часть которой данная церковь не признаёт из-за того, что композитор не является, например православным); 4) когда находишься внутри какой-то религии очень трудно отделить понятия вера и религия, вера и Бог, Бог и религия, а в результате смешивают понятия церковь и религия, церковь и вера. Если находящийся внутри одной религии человек слышит любую критику ЕГО религии или его церкви, он думает, что это критика веры или Бога, что это, в принципе, говорит атеист. Это заблуждение. 5) Вы считаете, что М.К. не знает музыки Чеснокова или не замечает её. Но ведь он ни разу не сказал, что это плохая музыка. В данном случае, знающий и понимающий эту музыку очень хорошо, искусствовед (может быть Вы сами) действительно на высоком уровне донесёт до слушателей всю её красоту и глубокие смыслы (в чём я тоже с Вами согласен). М.К. не делает этого, но он честно признаётся, что не всех композитров он обожает, например, просто как людей. Так он «не захотел бы встретиться с Вагнером», но при этом не называет его музыку плохой. Как М.К. сказал про талант В.Высоцкого, чтобы не обидеть его почитателей, когда они очень этого хотели, так и про других людей искусства М.К. вправе не говорить, или высказать СВОЮ точку зрения (не всегда совпадающую с другими мнениями); 6) вы считете, что «Но скольких людей Вы оттолкнете от поисков в вере, как Вы сетуете на то, что многих школы оттолкнули от литературы». Мне, например, после слов М.К. захотелось ещё раз прочитать Евангелие от Иоанна и разобраться в смыслах, которые там содержатся (в гостевой книге есть мои рассуждения на эту тему). В результате получилось, что меня эти слова не оттолкнули, а приблизили к вере в Бога. Вот если бы М.К. молчал об этом, то моё сознание наполнилось бы другой информацией, которая могла меня отдалить от веры. Как это происходит в упомянутой Вами школе на скучных уроках литературы, о которых сказал М.К. 7) в психологии и педагогике есть такой принцип, если Вам необходимо избавиться от какого-то недостатка, то ни в коем случае нельзя строить призыв или команду на отрицании. В этом случае сознание не замечает частицу «не» и человек делает как раз то, что ему делать не следовало. Такая «ошибка» закрепляется в памяти. Если Вам хочется, чтобы из уст М.К. прозвучала лекция о церковных песнопениях, то так и скажите:«М.К., у Вас талант убеждения людей. Расскажите, пожалуйста, о таких-то композиторах и таких-то произведениях. Я считаю что в них заложен такой-то смысл (на первый взгляд может быть не заметный), интересна судьба такого-то автора и т.д.» Мне кажется, в таком случае Вы получили бы тот результат, которого хотите. 8) «людям, которых Вы обижаете, фактически говоря о том, что мы культурно недоразвиты». К сожалению, мы ВСЕ (независимо от религиозной принадлежности) культурно недоразвиты. Но это не значит, что мы не можем исправить ситуацию по отношению к себе. Чем больше мы узнаём о культуре, тем больше понимаем, что наши знания очень малы; 9) когда Вы сказали «А теперь сами же повторяете их поступки и продолжаете дело коммунистической партии СССР, которая называла веру "опиумом" для народа», Вы забываете, что «они» это мы и есть, рожденные в СССР. Мы продукт этого государства и этой системы. Хотя их фактически нет уже (СССР и КПСС), но почему-то Вам они не дают покоя, думаю, потому что как можно забыть свою Родину.
И ещё, подумайте над таким вопросом. В Челябинске сразу после строительства (по проекту Померанцева - архитектора храма в Софии и многих других) в 1917 году в церкви Александра Невского большевики сделали склад, потом через много лет там был планетарий, потом шахматный кружок, потом городские власти отреставрировали храм и сделали в нём органный зал. Купили немецкий орган специально разработанный для этого помещения. Все жители города с удовольствием ходили в этот зал (дание очень красивое и необчное по архитектуре) слушали концерты органной музыки и академического хора (под руководством Михальченко). Я сам очень часто ходил на эти концерты, потому что в хоре пела моя сестра. Исполнялись с постоянной регулярностью церковные песнопения, например, Литургия Иоанна Златоуста. Поверьте (слушал много раз), что исполнение было на высочайшем уровне. Звучали там и произведения не православных композиторов (И.С.Баха, А.Корелли и др.). Звучали исполнения Stabat mater Перголези, Гайдна, Россини. Кстати, Лера Ауэрбах тоже давала там концерты. Никогда в органном зале, как называли тогда это здание горожане, не звучала музыка, которая могла оскорбить чувства верующих. Единственное, что может быть было не правильно это церемонии торжественных заключений браков по субботам (рядом ЗАГС центрального района). Но и это для некоторых было только приближение к Богу, все же понимали что это за здание на самом деле. А в советское время не все могли себе позволить открыто обвенчаться. И уже совсем недавно орагн перенесли в бывший кинотеатр «Родина» (хорошо, что не потеряли). Но теперь в церковь Александра Невского приходят немногочисленные верующие на службы и, конечно, по случаю венчания, крещения и отпевания. Будет ли теперь звучать в церкви Александра Невского Литургия Иоанна Златоуста в исполнении академического хора? Вряд ли. А будет ли там звучать Бах, Россини, Перголези? Абсолютно точно нет. Прозвучат ли там органные произведения? Конечно, нет. Ведь орган перенесли в другое место (по просьбе верующих). Я не осуждаю их позицию и их просьбу. Но сто лет храм не был храмом (в главном его смысле), зато он был порядка тридцати лет храмом музыки (в том числе и православной).
А теперь вопрос, на который прошу Вас ответить: Кто больше людей (по абсолютному количеству) отдаляет от веры в Бога? Тот кто старается рассказать о классической музыке как можно большему количеству людей, при этом высказывает спорные мысли о вере, о Боге (со своей точки зрения) или тот, кто не даёт возможность слушать церковную музыку (разных конфессий) людям возможно не обращенным в веру в здании, которое для этого использовалось многие годы?
Надеюсь я не обидел Вас своими рассуждениями. С уважением, Алексей Волков
Но оставляю за собой право говорить о том, о чём считаю нужным.
Вы верите в одного из 3000 богов, другие в других.
Главная особенность верующего в любого из богов - полнейшее отсутствие толерантности и уважения.
Не говоря уже об уважении к атеистам. Костры вы пока не разжигаете, испанский сапог не применяете, детей и женщин не сжигаете. Пока ТОЛЬКО требования. С оскорблениями и унижениями. Но, если вам дадут волю, то вернётся мракобесие и всё им сопутствующее. На этом прошу оставить мою гостевую книгу в покое. В гости приличные люди не ходят для того, чтобы напачкать и упрекнуть хозяев в позоре и невежестве.
А по поводу Михаила Семёновича, мне просто подумалось, что как умный человек, он сделает для себя правильные выводы
Жаль, что Вы меня не поняли. Думаю, что причиной все тоже предубеждение против верующих людей. Как это часто бывает, Вам просто попадались верующие, которые не могли аргументировать свою точку зрения. Но поверьте есть верующие высококультурные и знающие люди.
Просто удалите эту переписку, разговор останется между нами.
Пару ремарок:
"В абсолютном большинстве цивилизованных стран о боге и богах не принято говорить и спорить, чтобы не обидеть носителя другой точки зрения." Вот и не говорите)
"и не упрекаю в невежестве или в чтении НЕ ТЕХ книг, которые читал я" Вы приглашаете людей познакомиться с этой литературой. К этому же призывал Вас и я.
"Главная особенность верующего в любого из богов - полнейшее отсутствие толерантности и уважения". А атеизм показал обратное?
А все таки жаль, что Вы не пошли на диалог.
Честно, не хотел Вас обидеть. Видимо (как у служащего) немного стиль тяжеловат. Извините.
Всего Вам хорошего и дальнейших творческих успехов.
"На этом прошу оставить мою гостевую книгу в покое".
Засим, оставляю Вашу гостевую книгу в покое)))
Это не Михаил Казиник ведёт переписку, а кто-то намного менее толерантный и образованный человек