Сообщение:
| Здравствуйте, душа моя, Михаил Семёнович!
В сентябре купил для себя и дочки билеты на концерт 23 октября в большой зал петербургской филармонии (2-й концерт Рахманинова и «Времена года» Чайковского). 2-й концерт Рахманинова - моя мечта услышать в живую (в записи слушал много раз). Второе отделение для дочки знакомо. Но в живую она тоже не слышала.
Вторая часть 2-го концерта Рахманинова, как мне кажется, созвучна со стихотворением Роберта Рождественского «Всё начинается с любви...». В самом начале концерта оркестр как будто не давал молодому исполнителю Евгению Зарецкому зазвучать в полную силу. Но в дальнейшем рояль стал слышен всё чётче и мурашки бежали по спине и ногам во всех частях концерта. Это непередавемые ощущения. Каждый инструмент звучал так, что получалась настоящая звуковая картина не только с цветом, с колоритом, но и с текстурой, которую, казалось, ощущаешь подушечками пальцев. Дирижёр Алексей Ньяга был так пластичен, что дочка стала повторять его движения (Аня занимается балетом и я боялся, что она выскочит в проход между креслами и начнёт импровизировать). Прослушивая в записи вторую часть, отметил как Рахманинов с помощью пиццикато скрипок передал звук часового механизма и тем самым, показал течение времени. В дальнейшем этот приём повторяется, но с убыстрённым темпом. То есть время бежит быстрее, мы уже не успеваем за ним. Но в живом исполнении это так не прозвучало. Струны скрипок не касались грифов. Нота звучала, но эффекта часов не было. Зато в записи я не слышал так сочно виолончели. Живой звук этого инструмента заставляет вибрировать что-то внутри (возможно лёгкие) и создаёт ощущение, что музыка не просто окружает, а проникла внутрь тебя. Безусловно, Ваши фильмы и передачи подготовили меня к восприятию концерта. Надеюсь, что Аня в будущем захочет ещё раз послушать это произведение в живом исполнении.
Во втором отделении нас ждал сюрприз. Мы думали, что будем слушать фортепиано, а в антракте рояль убрали со сцены. Нам предстояло послушать переложение для симфонического оркестра уже знакомого произведения (Аня слушала диск и даже сама включала его куклам, устраивая им концерт и рассказывая про что каждая из двенадцати пьес). Понимая, что я не дам ей выйти в проход и танцевать, Аня стала делать движения только кистями рук, пальцами импровизируя танцы. На это её провоцировал по-балетному красивый дирижёр. В коротких паузах между пьесами Аня шепотом спрашивала: «Какая будет следующая?». И на «Песне косаря» стала в такт музыке изображать как косят траву (Аня видела, как я это делаю на поле метаний) и под музыку «вытирать пот со лба». У меня сразу возник вопрос, почему нет балетной постановки на эту прекрасную музыку? Кажется для детского коллектива это было бы прекрасно - станцевать под симфонический оркестр, сколько разных характеров можно показать. И ещё отметил (после просмотра в интернете Ваших передач о «Временах года» Чайковского), что это фактически прелюдии для его больших произведений. Слушая их в первоначальном (фортепианном варианте), чтобы понять это, нужен Ваш комментарий. Но когда пьесы звучат в исполнении симфонического оркестра, начинаешь без подготовки «слышать миражи» фрагментов «Евгения Онегина», «Лебединого озера», «Иоланты», «Щелкунчика», «Спящей красавицы», 6-й симфонии. Возможно это просто стиль Чайковского. Но ведь хронологически «Времена года» действительно написаны им раньше (1876). Идеи композитора воплощены в жизнь.
За два дня до концерта объявили, что снова закрывают театры в Санкт-Петербурге (из-за опасности распространения коронавируса). Я был в этот день в Петербурге и уточнил в кассе состоится ли концерт. Сказали концерт будет, но будет другой дирижёр. Зал был полный. Зрители слушали «не дыша». Не потому что все были в масках. А потому что музыка Рахманинова и Чайковского действительно гениальна и завораживает своей красотой. В наше не простое время попасть на такой концерт - большая удача. Огромная благодарность музыкантам оркестра, пианисту, дирижёру. А Вам, Михаил Семёнович, большое спасибо за подготовку к нему. Будьте здоровы! Обнимайте нас музыкой!
С уважением, Алексей Волков.
|
комментарии