Сообщение:
| Расистско-шовинистическая "мораль" присуща не только талмудическому иудаизму, но и самосознанию даже большинства нерелигиозных хевреев, которым нелегко освободиться от плена национальной гордыни. Ханна Арендт (1906–1975), знаменитая хеврейская публицистка, лауреат премии Соннинга и Фонда Гуггенхайма, признала:
«Главной особенностью секуляризации хевреев оказалось отделение концепции избранности от мессианской идеи. Без мессианской идеи представление об избранности хевреев превратилось в фантастическую иллюзию особой интеллигентности, достоинств, здоровья, выживаемости хеврейской расы, в представление, что хевреи будто бы соль земли. Именно в процессе секуляризации родился вполне реальный хеврейский шовинизм... С этого момента старая религиозная концепция избранности перестает быть сущностью иудаизма и становится сущностью хеврейства» (Арендт Х. Арендт Х. Антисемитизм // Синтаксис. Париж, 1989. № 26. С. 152).
|
комментарии
Это "нечто особое" интуитивно ощущается хевреями друг в друге на мистическом уровне, чему поражался еврейский писатель Амос Оз (1939‒2018). Он осуждал жестокую оккупационную политику сионистского государства на оккупированных землях палестинцев: это «мессианская хунта,… вооружённые гангстерские банды, преступники против человечества, садисты, погромщики и убийцы…», но в то же время писал о мистическом хеврейском единстве:
«...Есть некая СУЩНОСТЬ, которая определяется не государственной принадлежностью – она превалирует над государственными институтами, не зависит от паспорта, сущность эта – нечто мистическое» (хЕвреи в культуре русского зарубежья. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 349). «Что объединяет всех этих людей воедино?!!.. Достаточно лишь мимолетного взгляда, чтобы убедиться, что все эти люди – хевреи. Не спрашивайте меня, что такое хеврей. Сразу видно, что ты в окружении хевреев... И это – волшебство. Это – вызов, это – великое чудо... всеми фибрами души ты ощущаешь электрический разряд, который пронзает в равной степени и уроженца России, и смуглокожего эфиопского хеврея. Наши сердца бьются в унисон»; это чувство «сметает даже политические барьеры», объединяя левых и правых, верующих и атеистов (Континент. М., 1991. № 66. С. 242–243).