ћихаил  азиник
Ќовости сайта kazinik.ru
 
√олос –оссии
      — 1 июл€ 2012 г. на "√олосе –оссии" стартовала авторска€ программа ћихаила  азиника "Ќетипичный формат"
      ѕочему мы не умеем слушать классическую музыку и как, собственно, ее надо слушать? „его мы не знаем о великих музыкантах прошлого? „то нового можно услышать во всем известной ЂЋунной сонатеї или разобранных на рингтоны симфони€х ћоцарта?  акие загадки пр€чутс€ в растиражированных на постеры и открытки полотнах знаменитых художников? „то за удивительный и тайный смысл зашифрован во всем известных стихах ѕушкина, произведени€х „ехова и √огол€? ќтветы на эти и многие другие вопросы в точности не знает никто, но ћихаил  азиник помогает нам приблизитьс€ к разгадке этих тайн.
 
ѕодкаст на soundcloud.com
 
 
   

программы

ѕередача четырнадцата€. "√мыр€" („асть II)

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
я хочу продолжить слушать музыку в исполнении  гениального украинского исполнител€ Ѕориса √мыри. —егодн€шн€€ программа посв€щена  музыке в его исполнении. ќн записал более 200 пластинок, огромное количество музыки, более 800 музыкальных композиций. Ќачать программу € хоте бы с романса в его исполнении Ђ Ѕлагословл€ю вас, леса!ї
 

ѕередача тринадцата€. "√мыр€"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
  ≈сли бы мен€ спросили о величайшем певце всех времен и народов, € назвал бы им€, не очень попул€рное в наши дни.  Ёто украинский бас Ѕорис √мыр€. ≈му присуще редкое сочетание сильного голоса и неверо€тного артистизма, умение точно передать и лиризм, и комизм исполн€емого произведени€. ”роженец одной из самых Ђпевческихї стран, Ц ”краины Ц Ѕорис √мыр€ Ц по праву был признан величайшим певцом ———– и награжден высшими преми€ми.
 

ѕередача двенадцата€. "¬енгры"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать 
 
√енетики говор€т, что если бы все расы смешались между собой, то их дети были бы во много раз лучше и талантливее. ¬  музыке это Ц правда: чем больше смешений и стилей, чем больше разного духа, тем больше успех у искусства.
¬енгерска€ музыка, солнечна€, наполненна€ светом и радостью Ц дит€ вли€ний дес€тков народов Ц цыган, испанцев и других европейцев,  русских, народов гор. Ёта музыка вызывает неверо€тное чувство гармони
 

ѕередача одиннадцата€. "Ѕородин и другие"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
≈сли бы у мен€ спросили, какие главные качества русской культуры € бы мог назвать,  то среди многих и многих  качеств € бы назвал два. —амых удивительных и не имеющих аналогий в мировой культуры. ѕервое -  –осси€ не знала эпохи ¬озрождени€, –осси€ не знала латинских академий, и лишь в конце XVIII века узнала многое о западной культуре. » когда узнала, стала ей подражать. ¬торое - то, что  ƒостоевский назвал отзывчивостью русской души. –усска€ музыкальна€ культура аккумулировала в себе тенденции «апада и ¬остока.
 

ѕередача дес€та€. "ѕрокофьев"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
„то вы думаете о —олнце? ѕрокофьев, может быть, самый солнечный композитор мировой музыки. ќн жил в XX веке - веке двух мировых войн, страшных лагерей и смерти, уничтожений. » во всем этом он стремилс€ своей музыкой, своей удивительной солнечностью и светом защитить человечествоЕ
 

ѕередача дев€та€. "Ѕалетна€ музыка"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
ћысленно или вслух назовите самые знаменитые балеты XIXвека. ¬ы, конечно же, назовете ЂЋебединое озерої, Ђ—п€щую красавицуї и Ђўелкунчикаї. Ќо ни этого композитора, ни этого балета нет в моментальном знании и представлении, а жаль. ’очу предложить музыку из этого балета. Ёто композици€ јлександра  онстантиновича  √лазунова Ђ–аймондаї
 

ѕередача восьма€. "–ахманинов"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
ћузыка, может, сама€ знаменита€ в мире - восемь аккордов, бас и колокольный звон - начало второго фортепианного концерта —ерге€ ¬асильевича –ахманинова. ћиллионы людей ждут этих восьми аккордов, они расшир€ют сознание, это благовест и колокольный перезвон, клич во вселенную.
 

ѕередача седьма€. "—тихи и музыка"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
”ровень понимани€ поэзии...  ак ты понимал?  ак мог прочитать? „то нравилось? –азобратьс€ в поэзии нелегко Ц второй, а порой даже и третий уровень глубины - это именно та, насто€ща€ поэзи€...
 

ѕередача шеста€. "ѕреодоление"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
Ђѕоцелуй Ѕогаї - это не религиозный термин, но удивительный! ≈сть люди, которых Ђпоцеловал Ѕогї. “аким люд€м все удаетс€ намного быстрее и намного эффективнее...
 

ѕередача п€та€. "ћузыкальные лекарства"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
ќдна из самых ужасных болезней века Ц депресси€. √овор€т, что чуть ли не каждый второй человек цивилизованных стран пережил или переживает депрессию. ћузыка Ц величайший в мире антидепрессантЕ
 

ѕередача четверта€. "ќт небесного к любви"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
—амое главное - это не окончание, не то, куда приведут сюжетные линии. —амое главное - это пластический процесс мысли, взаимоотношени€ героев...
 

ѕередача треть€. " олокола"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
 ак вы считаете, јлександр —ергеевич ѕушкин - это элитарный поэт, или поэт демократический? ќн хотел, чтобы все его любили или избранные?..
 

ѕередача втора€. "»нтеллигенци€"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
ƒуша, построенна€ по законам культуры, строит вокруг себ€ культурное пространство. » это культурное пространство распростран€етс€ на все: и на культуру, и на политику, и на образованиеЕ
 
 

ѕередача перва€. "ћихаил √линка"

 
„асть 1 —качать
„асть 2 —качать
 
ќднажды –услан, герой поэмы ј.—. ѕушкина, влюбилс€ в Ћюдмилу. » была роскошна€ свадьба, пирЕ » вдруг ночью прилетает „ерномор, пр€мо в спальню влюбленных. ќн крадет Ћюдмилу. „ерномор всесилен. „то может сделать обыкновенный земной богатырь –услан? ќб этом и опера ћихаила √линки.  ак звучит музыка этой кризисной оперы?
 

 
 

Ђ ультура Ч это альфа и омега существовани€ цивилизацииї

7.05.12

 
 

 
Get Adobe Flash player
 
√ость в студии Ђ√олоса –оссииї Ч музыкант, исследователь музыки, культуролог, писатель ћихаил  азиник.
 
»нтервью ведет ќльга Ѕугрова.
 
Ѕугрова: «дравствуйте! –адиокомпани€ Ђ√олос –оссииї запускает новый проект, и сегодн€ мы представл€ем его автора, это ћихаил  азиник Ч человек с широчайшей международной известностью, музыкант, исследователь музыки, культуролог, писатель, режиссер и даже актер, но главное, по-моему, просветитель.
ѕроект, который мы сегодн€ представл€ем, который ћихаил  азиник будет вести в эфире Ђ√олоса –оссииї, называетс€ ЂЌетипичный форматї, и конечно, это сразу вызывает желание задать вопрос. ћихаил —еменович, скажите, зачем вам понадобилось такое нетривиальное, интригующее название дл€ проекта? —ейчас все предпочитают какие-то €ркие слоганы, которые сразу все и всем объ€сн€ют. ¬ы пошли другим путем.
 
 азиник: ѕрежде всего, потому, что само искусство, то есть главный объект моих исследований и общени€, многослойно. ќно уже не типично.
 огда-то ‘ома јквинский, епископ –имской католической церкви, объ€снил, что Ѕог существует, и стал доказывать это п€тью признаками. ќн вз€л у јристотел€ его метафизику, его логику и использовал в церковном плане. ќн доказал, что Ѕог существует, потому что доказан первый постулат, второй, третий, четвертый, п€тый.
ѕрошли годы, столети€. ƒругой философ, »ммануил  ант, зачеркнул все п€ть признаков и сказал, что в области разума доказательств быти€ Ѕога нет. ≈динственное доказательство быти€ Ѕога Ч это так называемый Ђкатегорический императивї, то есть то, что мы, люди, делаем не только то, что способствует нашему выживанию, размножению. √рубо говор€, мы не работаем, чтобы заработать деньги на еду, а поев, работать еще лучше, потому что лучше поели, потом заработать деньги на кровать, и, поспав, работать лучше, потому что поспали, а хорошо поспать и поесть нужно дл€ того, чтобы оп€ть работать и зарабатывать деньги на еду и кровать.
Ёто абсурд. ¬ человеческой жизни есть кака€-то особа€ цель, не поддающа€с€ логическому объ€снению. ќна и есть доказательство быти€ Ѕога, говорит  ант, понимаете, как здорово. “о есть искусство, культура Ч это единственное, что нас оправдывает.
я даже могу предположить, что Ѕог меломан, он смотрит на планету и говорит: ЂЌегод€и, сейчас € их уничтожу, опыт не удалс€ї. » замахиваетс€ каким-нибудь таким вселенским молотком. » вдруг мы раз Ч и начинаем играть ЂЋунную сонатуї или Ђ“оккату и фугу ре минорї Ѕаха.
» Ѕог все, разм€кает: ЂЌе могу, они оп€ть победили, € меломан, € не могу спокойно жить без ДƒанаиУ –ембрандта. ќни врем€ от времени мен€ чем-то задабривают, и € понимаю, что ради этого € и держу негод€ев. ’от€ они во всем негод€и, но врем€ от времени они рождают гениев, гении рождают искусство, а искусство напр€мую получает импульс от мен€ї, Ч говорит Ѕог.
» мы все врем€ так общаетс€.  ак € могу жить в тишине и в пустоте, если они создали искусство? » мы даже не догадываемс€, что наши защитники, наши адвокаты на земле Ч это Ѕах, –ембрандт и ћоцарт.
ѕочему ЂЌетипичный форматї? я уже нетипично ответил на ваш вопрос.  ак € должен был ответить? “аким кремлевским или московским или, не знаю, хельсинкским голосом обозначить декларацию, что вот так-то и так-то.
ј € сразу говорю, был такой ‘ома јквинский, был такой  ант, и что главное в человеке Ч это не то, что он работает, ест и спит, а то, что он, оказываетс€, может пон€ть что-то за пределами чисто физиологического быти€. “о есть не желудочно-кишечным трактом пон€ть все, а пон€ть какой-то той духовностью, котора€ почти выходит из употреблени€, духом.
 
Ѕугрова: ѕравильно € вас понимаю, что многослойное искусство, о котором вы сейчас так €рко рассказали, и будет сутью вашего проекта, вы будете как-то этими средствами воздействовать на человека?
 
 азиник: »менно так, € буду показывать нам, что есть очень много уровней воспри€ти€ искусства. Ѕольшинство людей воспринимают на первом уровне, € его условно называю Ђпопсовыйї, то есть так, как вам поют, за этим другого ничего нет: Ђя люблю теб€, ты ушел к другой, она ушла, она узнала, полюби мен€ такой, кака€ € естьї Ч это и есть первый уровень. ќн рассчитан на Ђфабричный товар природыї, как говорил Ўопенгауэр, который природа ежедневно производит тыс€чами и тыс€чами.
Ќо у подлинного искусства всегда за тем, что говоритс€, что поетс€, есть второй уровень измерений, третий, четвертый и дальше, условно говор€, до седьмого, дальше Ч Ѕог. » € буду пытатьс€ это показать через все возможные средства массовой информации, через вас, через Ђ√олос –оссииї, а –осси€ имеет на это право, потому что она дала миру очень высокую культуру.
¬ течение XIX века мы просто напитали планету той культурой, за которую она и сейчас об€зана клан€тьс€ нам, она это и делает. ќна говорит Ђспасибої за ƒостоевского, за „айковского, за ћусоргского, за —оловьева, за “олстого, за √огол€, за „ехова Ч без него бы не было ни латиноамериканского романа, ни романов Ђпотока сознани€ї Ч ничего.
я попытаюсь нам же самим Ч украинцам, белорусам, русским, где бы они ни жили на планете, вернуть ощущение гордости. √ордитьс€, например, советскими или русскими автомобил€ми нам не стоит, компьютерами тоже.
Ќикто никогда не видел компьютера русского производства.  то угодно их производит, но не мы. ѕочему? ѕотому что, на мой взгл€д, мы были задуманы совсем дл€ другого. ¬от это другое € и хочу в нас открыть, возбудить. ¬от это и есть нетипичный формат.
 
Ѕугрова: Ќа кого рассчитан ваш формат? ¬ы сейчас назвали представителей разных народов. Ёто проект, рассчитанный больше на зарубежную аудиторию, котора€ €вл€етс€ аудиторией Ђ√олоса –оссииї, или на российскую аудиторию, котора€ дл€ нас не основна€? ¬ы чувствуете разницу этих аудиторий?  ому адресуете свое начинание?
 
 азиник: ” мен€ будет только одно ограничение. ѕоскольку все мои программы € буду вести не на скандинавских, например, €зыках, которыми € владею, а на русском, то € адресую это ко всем люд€м, у которых родной, корневой, материнский €зык Ч русский.
» люд€м, которые или подзабывают его, или испортили его, испохабили какими-то словами, которые потер€ли или никогда не приобретали в результате исторических коллизий ощущение ценности культуры, как это всегда было в –оссии, особенно в конце XIX Ч начале XX века.
я обращаюсь ко всем. ќпыт показал, что мен€ на энергетическом уровне понимают 5Ц6-летние дети, очень сильно понимают подростки в период ломки, когда они не знают, куда идти, за кем идти. ¬от они идут. „асто они подсаживают своих родителей на мои программы Ч отцов, матерей.
 
Ѕугрова: ќб этом мы чуть позже специально поговорим. Ёто очень интересно.
 
 азиник: ƒа-да, это очень интересно. я ориентируюсь и обращаюсь практически к любой гипотетической аудитории, котора€ не считает, что они рождены дл€ того, чтобы есть, зарабатывать деньги на еду, работать, чтобы есть, а есть, чтобы работать.  оторые считают, что за кадром есть что-то главное, то, ради чего мы люди.
 
Ѕугрова: ќписыва€ проект, вы упом€нули XIX век. ¬ первый раз развернуто, во второй раз Ч соединив его с рубежом XIX-XX веков. ј в этом проекте как-то будет представлен XX век?  ультура –оссии XX века?
 
 азиник: ≈ще как! “олько что в ћоскве дал п€ть больших концертов. »з них был, например, Ђ осмос Ѕулгаковаї, где мы пытались Ђурезать маршї, пон€ть, что это такое. ѕомните: Ђћаэстро, урежьте маршї. ћы с ёлией Ѕрук пригласили совершенно чудесных музыкантов, которые, вдохновл€€сь всем тем, что € делал, совершенно завели публику. ” нас была абсолютно булгаковска€ обстановка.
— другой стороны, € очень люблю показывать потр€сающих современных композиторов. ¬ –оссии сейчас есть јнечка ‘омина, она развиваетс€ на глазах. Ёто будет большое им€ в русской музыке XXI века. ≈сть Ћера јуэрбах, котора€ когда-то уехала из „ел€бинска, у которой сейчас мировые премьеры.
я постаралс€ через доступные мне каналы общени€ показать их музыку, показать, что и сейчас в музыке происход€т великие вещи. ≈стественно, € получаю замечательные стихи на русском €зыке от талантливейших людей планеты «емл€. я читаю их, € буду их читать, € буду делать все возможное, чтобы люди вернули себе собственное достоинство. ј вернуть его можно только через культуру, искусство.
¬ XX веке произошла масса событий, которые € затронул. » даже в XXI уже начинают происходить событи€, которые очень важны.   счастью, на мен€, как на огонек, приход€т талантливые молодые писатели, которые еще не напечатаны, не опубликованы. я знаю, что надо будет их публиковать. ≈сли вы мне поможете, если мы вместе поднимем этот вопрос, то это будет просто замечательно. ¬ы себе не представл€ете, какие таланты живут сейчас в –оссии и русскоговор€щие за пределами –оссии.
 
Ѕугрова: Ќасколько вы представл€ете свою чисто зарубежную аудиторию? ” вас ведь был очень большой опыт общени€ с ней, вы много лет жили за рубежом. ќна чем-то отличаетс€ от нашей? ¬ы сейчас назвали имена талантливых росси€н. ј есть ли у вас примеры каких-то талантливых молодых людей, которые чем-то интересны, которых нужно было бы как-то продвигать?
 
 азиник: ƒа, € сейчас назвал Ћеру јуэрбах, котора€ живет за пределами –оссии, но детство и юность которой прошли в –оссии. ќна уже большой, великий композитор, насто€щий. » за рубежом € встречаю очень много необычайно талантливых русских, даже в јвстралии.
¬от, скажем, в јвстралии живет человек, который официально занималс€ компьютерным бизнесом и заработал неплохие деньги, но на самом деле он большой поэт, большой художник, которого нужно вернуть поэтически и художнически на родину.
ѕотому что метрополи€ должна быть как —олнце, то есть тем, откуда исход€т лучи.  уда бы человек, у которого родной €зык русский, ни уехал, он все равно должен помнить, что корни его оттуда, его детство здесь, он влюбилс€ здесь, он писал первые стихи, первые картины.
Ќе передать, никогда на «ападе не восстановить той атмосферы, котора€ была у мен€ в моем детстве с моими друзь€ми в ¬итебске Ч городе Ўагала, городе ћалевича.
 
Ѕугрова: ¬ы там начали заниматьс€ музыкой?
 
 азиник: ƒа. я даже вспоминаю такой эпизод: € иду со скрипочкой в музыкальную школу, или из школы, а в окна выгл€дывают старички и старушки, дл€ них ребенок со скрипкой Ч это символ. » они мен€ подзывают, корм€т вс€кими пр€никами, конфетами.
Ќо самое главное, что они мне, 7Ц9-летнему, рассказывали про –имского- орсакова, как они учились. ќни уже старенькие, они сейчас уже никому не нужны, они на пенсии, живут в обыкновенном хрущевском доме на первом этаже. я даже конкретные лица представл€ю, когда говорю, это не абстрактный образ.
Ђћишенька, иди сюдаї, Ч € подхожу, человек, который училс€ в ¬итебской консерватории, который знал самого ћалькова, ученика –имского- орсакова, который потом в јвстралии создал симфонический оркестр. я слышу от своих знакомых, как этот старенький композитор, ему было 80 лет, мне рассказывал, как он пришел в класс к –имскому- орсакову.
ƒругой показывал мне палочку, которую ему подарил √лазунов. ќни рассказывали удивительные вещи, € с детства полон этими рассказами о Ўагале, о √лазунове. я столько услышал и столько пон€л, и потом, € сохранил их речь, речь русской интеллигенции.
„то бы здесь ни происходило, пусть все переход€т на английский, на сленг, на гламур, € буду изо всех сил сохран€ть великое русское слово, потому что это действительно то, что нужно спасти, уже спасти, даже не сохранить, а защитить всеми имеющимис€ средствами. ѕоэтому € считаю, что все, кто рожден и говорит на русском €зыке, должны чувствовать себ€ едиными.
 
Ѕугрова: “о есть ваша аудитори€ Ч русско€зычна€.
 
 азиник: ƒа, сейчас будет русско€зычна€. ѕотому что, если € начну говорить на шведском €зыке, то, естественно, подключатс€ шведы. Ќо сейчас это будет русско€зычна€.
 
Ѕугрова: Ёто перспектива, а мне хочетс€ спросить о прошлом. ¬ы сейчас с такой любовью вспоминали ¬итебск.  ак € понимаю, вы потом уехали в Ћенинград, причем приехали учитьс€ не в самое позднее врем€, когда еще были и речь, и культура, и люди, и поддержка, наверное. ≈сть ли у вас такие же теплые воспоминани€ о времени учебы в консерватории?
 
 азиник: ≈сть. я училс€ не только в Ћенинграде. я училс€ еще в ћинске, в ¬итебске Ч это три города, которые дл€ мен€ триедины.
ƒело в том, что, когда € приезжал из ¬итебска в Ћенинград, € не чувствовал разницы. » наоборот, когда € приезжал из Ћенинграда в ¬итебск, это был маленький кусочек ѕитера. ѕочему? ƒа потому что когда-то Ч это так сложилась истори€ Ч перва€ железна€ дорога ѕетербург Ч ÷арское —ело была продлена до ¬итебска, и многие петербуржцы переехали в ¬итебск.
ѕочему? ѕотому что в 9 вечера садились в ѕетербурге Ч первый вокзал на –уси Ч ¬итебский вокзал в ѕитере, а второй вокзал Ч в ¬итебске. –ассто€ние 540 километров, средн€€ скорость поезда 50 километров в час. ѕредставл€ете, в те времена какие-нибудь 10Ц11 часов в уютном купе, одна коле€, никаких встречных поездов, ничего.
ѕо этой колее весело, как писали √линка и  укольник: Ђ» быстрее, шибче воли поезд мчитс€ в чистом полеї Ч знаменита€ Ђѕопутна€ песн€ї. » там у √линки даже по€вились интонации будущей массовой советской песни, когда один из тех, кто едет в том поезде, едет к своей любимой, поэтому ему кажетс€, что долго. ¬се потр€сены скоростью поезда, а ему кажетс€, что это долго.
ѕередать это состо€ние, не говор€, что у  укольника чудесна€ русско€зычна€ аллитераци€: поезд мчитс€ в чистом поле. ќн передал нам звук поезда того времени. ѕотр€сающе. ¬от, видите, сразу культурологическа€ иде€.
ѕервым городом, который встретилс€ на пути первой русской железной дороги, был ¬итебск. „еловек садилс€ в 9 вечера в ѕитере, и в 9 утра он в ¬итебске. ќн спал, ужинал, читал стихи, люди разговаривали друг с другом, очень при€тно общались, приезжали в ¬итебск.
ћногие стали строить дома в ¬итебске, переезжать туда. Ёто был сплошной концертный зал. “ам были русские храмы, где пели православную музыку, были польские католические храмы, где играли органы, были еврейские синагоги, где по старым традици€м пели канторы.
» по€вилс€ колоссальный сплав. я говорю не детскую вещь, что поезд, как имперский сперматозоид, проник в лоно маленького сонного еврейского городка, и родилось.  ак всегда в искусстве, перекрестки дают новое качество, они все раскрывают. “ак по€вилось великое искусство, особа€ культура Ч польско-литовско-русско-еврейско-белорусска€ Ч все это соединилось в единое, и в результате получилось чудо.
» –епин говорит: два любимых города у мен€ Ч “оледо и ¬итебск. ј потом Ўагал рисует влюбленных в ¬итебске (картина Ђ¬любленные над городомї), и это точна€ подсознательна€ копи€ картины Ђ¬ид “оледої Ёль √реко.
 
Ѕугрова: Ќикогда не думала, а теперь вижу, что так оно и есть.
 
 азиник: ƒа, “оледо. » даже ров тот же, и в Ђзолотом сеченииї Ч ¬итебский храм, как и у Ёль √реко, в том же месте Ђзолотого сечени€ї. ѕонимаете, что такое Ѕог, который диктует.
 
Ѕугрова:  ак у вас рождаютс€ такие красивые открыти€, которыми вы пр€мо сейчас с нами делитесь? я в этот момент вспомнила еще, что вы св€зали болезнь Ўопена с особенност€ми его музыки, и так получилось по вашей логике, что музыка была каким-то органом дыхани€ дл€ абсолютно больного Ўопена.
 ак рождаютс€ такие красивые открыти€? Ёто спонтанное озарение, как сейчас это было дл€ мен€, или вы проводите над книгами годы, а потом уже течет поэзи€ этих открытий?
 
 азиник: я скажу вам правду. я не устаю благодарить кого-то, будем так называть. я просыпаюсь и возношу такую молитву: спасибо, что вижу, спасибо, что € слышу, спасибо, что € читаю, спасибо, что € наслаждаюсь, спасибо, что € на этой планете, что ты мен€ поселил на планете Ѕаха. ѕотому что € не знаю, что бы € делал без него, без ћоцарта, спасибо, что € живу на планете „айковского, Ўостаковича и ѕрокофьева.
Ёто очень хороша€ планета с этой точки зрени€. Ќо вот люди, слушатели попались не те, которых хотелось, но это можно попробовать исправить, все-таки их вз€ть. ѕотому что у них така€ попсовость, особенно в XX-XXI веках, их купили. ѕродавцы-то из болот выквакивают, хот€т жертв своих вытаскивать.
  сожалению, таких людей, как €, не очень поддерживают медийные системы, намного важнее вы€снить суррогатные дети или не суррогатные, кто с кем живет, кто с кем развелс€, кто на ком женилс€, кто мужчина, кто женщина. “о есть масса вопросов, которые, в общем-то, люди решают сами дл€ себ€. ѕочему-то вдруг мы считаем, что это должно решать государство на уровне главных газет, масс-медиа.
я считаю, что, в принципе, нужно оп€ть ввести цензуру, но не ту политическую, а, прежде всего, цензуру нравственную. Ќе должен русский человек все врем€ слышать внутренние распри и разборки очередных поп-звезд и гламурных людей, € считаю это просто преступным. ѕростите за такую резкость, это нужно запретить. —трашно звучит Ч Ђзапретитьї, а € считаю, нужно.
¬ы спрашиваете, как рождаютс€ образы. я просто знаю, что великое искусство, все эти гении, дошли до нас, не потому, что кто-то дал распор€жение, приказ на государственном уровне. ј это значит, что есть какой-то тайный знак, тайна, котора€ сохран€ет свою актуальность в последующие столети€ и тыс€челети€.
ѕоэтому до нас доходит Ќефертити, ћона Ћиза, хоральные прелюдии Ѕаха, сонаты ћоцарта. Ќе просто по приказу, а как-то по Ѕожьему велению, по моему хотению. ѕотому что щука Ч ихтиос (греч.) Ч это рыба. ќтсюда тот самый герой сказки ≈мел€, который про€вл€ет милосердию и ихтиосу, к рыбе, Ѕог Ч рыба, ’ристос. —овпадает Ѕожье веление, то есть щучье веление, и хотенье человека.  огда хотенье и веленье совпадают, можно, не слеза€ с печи, стать королем.
–аз это пришло, раз сказка про курочку –€бу живет, значит, € должен пон€ть, в чем дело, почему она живет, она же глупенька€. ƒед и баба бьют золотое €ичко. ѕотом € понимаю, что это притча о шансе. ≈сли дед и баба получат €йцо ‘аберже, как они себ€ с ним поведут?  ак с обыкновенным, потому что они имеют предварительную установку. ј € хочу ликвидировать предварительную установку в искусстве.
 
Ѕугрова: ¬ вашем рассуждении уже дважды прозвучало им€ Ѕаха.  огда вы обращаетесь к известным персонам мировой культуры, вы их часто как бы Ђскрещиваетеї с другими персонами. »ли проблематика, котора€ сейчас возникла в нашей беседе Ч музыка и бизнес Ч тоже стала темой вашего исследовани€, как Ѕах и Ёйнштейн. Ќет ли в ваших планах на волнах Ђ√олоса –оссииї Ђскреститьї кого-то, что-то с чем-то?
 
 азиник: я посто€нно этим занимаюсь. Ёто то, что у √ермана √ессе называетс€ Ђигра в бисерї. “о есть это игра всеми культурными ценност€ми. ¬ы затронули бизнес. ѕочему € преподаю, например, и провожу конференции в ¬ысшей школе бизнеса —кандинавии, встречаю крупнейших бизнесменов разных стран и провожу огромные конференции через искусство?
ƒа все очень просто. ѕотому что бизнес бывает трех видов. ѕервый вид Ч это бандитский, когда можно заработать на сто вложенных рублей сто миллионов долларов. Ќо тогда плохо спитс€, и наступает очень ранн€€ импотенци€. ≈сть второй бизнес Ч умеренный, когда ты вкладываешь под 0,3 процента прибыли до ренты, а инфл€ци€, например, 50 процентов.
» третий Ч творческий. Ќасто€щий бизнес Ч это как шахматна€ парти€, это творчество, это как сонатна€ форма. » внутри, в недрах культуры и искусства скрыты в том числе и формулы бизнеса.
 огда-то Ћейбниц сказал, что музыка Ч это скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей себ€ вычислить, или еще точнее, котора€ вычисл€ет, сама того не зна€. “ак вот, тайные знаки культуры, искусства должны про€вл€тьс€ во всем.
ѕонимаете, ћоцарт Ч это не композитор, это способ взгл€да на мир, это заполнение пространства. “о есть живешь с ћоцартом в сердце, или без ћоцарта в сердце. Ёто то же самое, что без цар€ в головеЕ