Михаил Казиник
Новости сайта kazinik.ru
 

Huminem quaero

 
«Не спрашивай, отчего прошлые времена были лучше нынешних, ибо не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Экклезиаст).
Надоело засилье попсы и Барабашовщины, душа жаждет эпохи Возрождения, но, увы!, Золотой век - не константа. Время разбрасывать не совпадает с временем собирать. Богу иногда тоже требуются передышки, не будем слишком взыскательны. Так, на смену «темному времени» неизменно приходит расцвет мысли, науки и искусства, а после – вновь передышка и серость, серость, серость... Можно сказать, что нам просто капельку не повезло – что мы родились в безвременье.
Это может прозвучать кощунственно, но сегодня мы не столько нуждаемся в new Рафаэлях (прошлого наследия нам хватит еще на несколько веков), сколь важен тот, кто о Рафаэлях нам просто напомнит (ведь нет о них информации в эфирном пространстве страны – будто и их самих на свете никогда не было! (черепашки-ниндзя не в счет). Если же этот «кто-то» будет «заботливо» оттеснен современниками, есть шанс, запутавшись в спаме, огульно подвести все под единый «delete», смахнув «с корабля истории», как крошки со стола, самый ценный груз. И что тогда от нас останется?
"Единственное, что остается от цивилизации - ее культурное наследие. Не остается следов ни от политики, ни от экономики, ни от войн - только культурный слой. Мы читаем книги, слушаем музыку, смотрим живопись - и составляем представление об эпохе" (А.Рыбников).
     Михаил Семенович Казиник вновь побывал в Харькове с циклом своих ярких лекций. Презентовал книгу «Тайны гениев». Был нарасхват каждую минуту. Вызвал споры, восхищение и зависть. Взбудоражил мирное прозябание - «от хорошего человека, как от камня, брошенного в воду, в пространство расходятся круги» (Конфуций).
    
Михаил Семенович Казиник : общественный деятель, искусствовед, скрипач, профессор Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, исследователь в области музыкотерапии,
режиссер и актёр стокгольмского театра "Teatrstudio Lederman", Член Международной ассоциации писателей и публицистов (APIA), автор многочисленных статей и исследований в русской и шведской печати,
эксперт Нобелевского концерта А главное – он такой жаркий пропагандист Прекрасного, что зажигает любые аудитории – у него и тинэйджеры, и бизнесмены – все внимают музыке Баха.
     Казиник приверженец теории Единого культурного поля, откуда, по его мнению, и раскрутилась Вселенная. Он убежден, что формула Бога и Земли записана в музыке. Вообще, какую бы тему он ни затрагивал, разговор все равно сведется к музыке, к классической музыке, которой он проверяет весь мир. Культура, по Казинику, – это некое общее пространство, существующее независимо от географических, временных и национальных рамок. Пытаться разорвать его, поделить на «наше – не наше» – всё равно, что «ребёнку считать, будто правую папину руку он любит больше, чем левую».
     На Западе Михаил Казиник громоподобно востребован, там его называют не иначе, чем «апостол мировой музыки», под нашим небом – он всего лишь пророк в своем отечестве. Но он упорно едет сюда, читает лекции, открыт всем встречам, не отказывается ни от какого общения, будто говорит: рвите меня на кусочки, только поймите, наконец, что вы – не ходячие желудочно-кишечные тракты.
     Когда мы читаем Пушкина, мы понимаем каждое слово. При этом в своём творчестве Пушкин использовал 50-55 тысяч слов, тогда как мы используем в среднем 13-15 тысяч. Мы понимаем 50-55 тысяч слов, а используем 13-15…
     Знаете, как обучают отличать подлинные бриллианты от стекляшек? Человек приходит, садится за рабочий стол и просто играет бриллиантами. 8 рабочих часов он катает их с места на место, выкладывает узоры, строит пирамидки, разглядывает на свет, ловит в глубине кристалла движения теней, любуется отражением лучей на гранях… Так продолжается некоторое время. А после ему  дают поиграть подделками. Ошибиться невозможно! Точно так же у всех нас можно воспитать вкус к прекрасному.
     Из недавней теле-игры:
Вопрос ведущего: «Какой мифологический персонаж дал название понятию «длительное путешествие»? Варианты ответа: «Одиссей, Тесей, Персей».
Из 12-ти молодых игроков 6 даже не подозревали о существовании
дефиниции «одиссея».
Второй вопрос: «Как звали тетушку Гарри Поттера?»
Все 12 участников, как один, ответили верно.
    Беда в том, считает М.Казиник, что люди «…связывают культуру... с досугом. То есть, со свободным временем… Но КУЛЬТУРА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ не связаны со свободным временем. Потому что эти понятия характеризуют вовсе не время. И вправду, нельзя любить в свободное время, ибо Любовь – состояние Души, и, если человек любит, то любит как в свободное, так и несвободное время. Чтобы любящий ни делал – он любит. Любовь – состояние. Человек, который верит в Бога, верит не в свободное от работы время, а всегда. И Вера эта ярко отражается на всей его деятельности».
     Произведение искусства не действует на уровне «красиво»: только на уровне потрясений, переживаний, на уровне божественного! Поэтому все свои лекции, весь свой педагогический опыт Казиник строит на базе эмоциональной.  «Моя задача в том, чтобы люди, выходя после концерта, испытали желание немедленно что-то делать…» - Казиник одержим идеей разбудить наши обленившиеся души, похоже, для него нет «безнадежных» людей, он будет говорить с каждым.
«Почему крестьяне 18 века понимали Баха, а для нас сегодня Бах вдруг стал сложным?» – вопрошает Казиник, - «Потому что мы не настроены на нужную волну. Крестьянин 18 века в субботу оставлял все дела, семья облачалась в праздничные одежды и чинно шествовала в  церковь - в большой дом, где никто не живет, смотрели на распятие, задумывались о жизни и смерти… они включались в вечность, и Бах был понятен им!»
Мы встречаемся с Казиником на улице, идем к студии и он, не в силах тратить ни одно отпущенное судьбою мгновение, уже у лифта начинает разговор (естественно, о высоком), вытаскивая на свет Божий нашего спящего «внутреннего гения». Мы только что были частичками этого суетящегося мира и вдруг – какой-то человек, говорящий о прекрасных вещах, очень знакомых, созвучных тебе, просто отложенных…
 
Михаил Казиник (МК):
- Надо понять, что у нас есть другой мир, на который ни политики, никто не может влиять! Вышел на улицу – такое небо!.. Всего несколько часов – и ты у моря, обнимаешь кипарисы! Включил музыку Баха и вознесся к небесам, включил Моцарта и ощутил гармонию мира!
Юлия Гайворонская (ЮГ):
- Вы советовали родителям, мечтающим о блестящем будущем для своих детей, непременно учить их музыке. И говорили, будто все нобелевские лауреаты в детстве слушали музыку?
МК:
- Нельзя сказать, что все, но почти все! Почти!.. В стране растет новое поколение, после ГУЛАГов, после голодоморов, после всего-всего… - нужно сейчас это молодое поколение хватать культурой! Нужно заниматься вечными вещами, потому что вечность ускользнет и тогда уже ничего не поймать. Ведь мы живем здесь и сейчас и параллельно в гигантской вечности, в этом бесконечном пространстве, в этом движении. И если игнорировать это движение, и сконцентрироваться на сиюминутном – какая там партия победит или что-то другое, то мы погибли. На самом деле вот это все здесь никакой не рынок, это постсоциализм. Это послегулаговское общество. Люди должны знать, что та ситуация, в которой они живут – извращенная, не характерная для человеческого достоинства, не имеющая ничего общего с принципами и законами человеческого проживания, поэтому все зависит теперь только от индивидуальной силы воли, от способности найти в этом мире своё место, противостоять на уровне себя, своих друзей, любимых, детей, которых ты будешь воспитывать.
«Что такое демократия, чья власть?» - любит провоцировать Казиник на лекциях. Ответ незамедлителен: «Власть народа!» Казиник улыбается: «Вы что, с ума сошли? Демос – это что, народ?! Неправда. Демос - владеющие риторикой, музыкой, математикой, геометрией, философией… - это совсем другие люди. А остальные, не владеющие, как назывались?.. Напомню: охлос. Как же охлос может выбирать и - еще хуже - управлять?» - вопрошает Михаил Казиник.
Кто-то усматривает тут неделикатность: «Чего это он причисляет нас к охлосу?» Он не причисляет (может, конечно, на воре шапка горит?..), - он говорит: «Из вас делают охлос! Не будьте охлосом!» Но от Казиника першит в горле не только у охлоса - Казиник дискомфортен и для некоторых из демоса. Его, известного в мире музыканта и музыковеда, не пригласило ни одно музыкальное учреждение Харькова. «Преподаватели по большей части зомбированы, - говорит Казиник. - Потому что цель любой консерватории –  подготовить Сальери и распознать Моцарта. И немедленно его отравить! Суть гуманна –  не убивать лишних – только «моцартов»… Как говорит Сальери: «Я избран, чтоб его остановить, не то МЫ ВСЕ ПОГИБЛИ». Эта формула всю жизнь со мной. Я никогда не буду тусовщиком, никогда не стану кремлевским музыковедом или музыкантом. Это мне претит по определению. А что касается студентов, то после моего первого приезда в Саратов и вечером, и ночью продолжался их поток. Потрясенных, открывших для себя что-то очень важное. Потому что система консерваторского образования им этого не дала. В нее не включена идея моральной, нравственной, этической оценки явлений искусства, культуры», - данная цитата - слова Казиника о Саратове, но, увы, все это можно повторить и о Харькове. «Вместе с моим единомышленником - Юрием Ледерманом - мы решили поставить совершенно особый спектакль под названием «Моцарт и Сальери», - пишет М.Казиник, - где в основе пьесы – попытка Сальери обосновать своё право убить Моцарта. Мы буквально прокричали этот спектакль в центре города (Стокгольма) не менее 300 раз. Мы пытались показать всем мыслящим жителям шведской столицы, что убийство Моцарта диктуется общественной необходимостью, а вовсе не завистью, которую Сальери питает к своему гениальному коллеге».
Врач с мировым именем Томас Матхисен, после прочтения книги М.Казиника, написал: «Вы подарили мне сигналы из Высшего мира: нечто трудно объяснимое словами, но вполне понятное на духовном уровне. Я подумал, что Ваша книга должна цитироваться как современное доказательство бытия Бога. В наше время абсолютная вера в голую пользу начинает уничтожаться. Осталась лишь горстка рутинно-трусливых учёных, которые цепляются за абсолютный материализм – для них это – своего рода религия».
ЮГ:
- «Более всего мы должны работать над своей Вечностью» писал Спиноза, а как обстоят дела с вечностью и с Богом у Михаила Казиника?
МК:
- Вы знаете, тут живет два начала. С одной стороны во мне говорит обыкновенный аналитический разум: живая душа никогда не поверит в возможность своего несуществования.  Поэтому при любых развитиях, при любых науках она будет искать и придумывать причины, чтобы доказать, что она бессмертна. Страх смерти – это не страх боли, это страх несуществования. Так вот, я полагаю, что с точки зрения здравого смысла, никакой вечности нет. То есть, если Вы напишите стихи – они останутся, если Вы создадите бессмертные идеи, мысли, которые помогут человечеству после Вас – да, но не более… С другой стороны, данное утверждение вступает в конфликт с моим представлением о мировой этике. Ведь тогда мы должны допустить, что мир неэтичен, что он построен по принципу зла. Ведь что такое жизнь? – это набирание энергии, знаний, опыта…и в тот момент, когда  человек познал что такое подлинное, что такое любовь, открыл для себя те 5 книг, которые теперь нужно читать всю жизнь… - у него тело отказывает, он уходит.. Значит, только бессмертие души должно быть залогом и смыслом вечной гармонии космоса.
Весь мой земной разум говорит, что смерть это конец, весь мой разум космический, связанный с Бахом, с Моцартом, с вечностью – говорит, что смерть – переход в иное духовное состояние. А иначе не надо рожать детей. Бессмысленность! Зачем рожать? – чтоб он тут сражался за существование, все время кормил это вечно голодное тело, прятался от дождя и для этого деньги собирал на крышу над головой, а когда, наконец, наелся и купил крышу – ушел из этого мира. Что-то в этом не то. Зачем мы рождаем ребенка? – чтобы запустить его как планету, как созвездие в духовное пространство, для того, чтобы он открыл что-то для себя и для мира, для того, чтобы он улыбнулся, для того, чтобы улыбку Бога почувствовал, чтобы познал гармонию мира!... Культура – единственное оправдание нашему существованию.
ЮГ:
 - Если бы все Ваши лекции, весь Ваш посыл человечеству можно было свести к одному--двум словам, как бы это звучало?
МК:
- Человеческое богоподобие!
Huminem quaero. Ищу человека. Казиник продолжает свой путь по миру, упорно ища Человека – не в странах или городах, а внутри каждого из нас.
Юлия Гайворонская
 
 
 

 
Письмо Елены из США. По образованию - пианистка (уч. им. Ипполитова-Иванова), и позже-теоретик-музыковед с дипломом Гнесинки. В Америке в настоящее время директор-менеджер-педагог фортепианной студии по методу Сузуки в городе Скотсдейл, Аризона; член Всеамериканской Ассоциации Сузуки и Всеамериканской же Ассоциации Преподавателей Музыки.
 
Выделен ответ Михаила Казиника.

 
Дорогая Елена! Спасибо за блестящее письмо!
Я избрал следующую форму ответа.
Цитирование Вашего письма по частям, а затем - мои ответы с выделением.
 
В "Мыслях на будущее" все - совершенная правда, довольно грустная, даже когда и смешная по форме. А вот со статьей "Культура" немного сложнее. Я даже перечитала ее трижды, пытаясь вникнуть поглубже, потому что сначала мне показалось, что рассуждения о плачевном состоянии культуры при социал-демократах, или "под буржуа" , о косном ее понимании партией зеленых и самими чиновниками "от культуры"- явления довольно локальные, специфические, и, может, логичнее было бы даже, чтобы подобная статья увидела свет на шведском языке?
 
Вы, Елена, правы, это, дйствительно, написано мною для шведов.
 
Потом я все же допустила, что правы Вы, а не я, и обсуждаемые Вами, например, издержки сверх-демократического подхода в образовании - абсолютно узнаваемы, и выстраданы поколениями педагогов здесь, в Америке, да наверняка и во многих других странах ( разве что  только не в России, я думаю, даже в нынешней - ну нет там пока предпосылок к культу самоценности и неприкосновенности личности!)
 
Я глубоко убеждён, что проблема отсутствия общеевропейских культурных ценностей в системе образования ведёт к гибели той уникальной наработаной европейской культуры, её ценностей, а, значит, к закату самой цивилизации
 
Что же касается более глобальной постановки вопроса, а именно- пагубного воздействия идеологии, законов рынка и вообще современных форм власти на "культуру души народа" - то очень хотелось бы вслед за Вами и другими Просветителями разных эпох и народов воскликнуть, что да, всеобщий возврат к идеалам возможен, стоит лишь всем сообща перестроить то, да это...но, к сожалению,  опыт говорит об обратном.
 
Здесь у меня почти сознательная гипербола, это - мой "символ веры", без которого я не смогу творить, жить, просвещать.
В основе моей книги "Тайны гениев" лежит мысль о том, что человек рождён гениальным (с золотыми пропорциями в теле), но, попадая в земное болото, подчиняется массовым психозам и "сдаётся", превращаясь в земную особь, в среднеразумный тип, мыслящий стереотипно и полезно. Опыт говорит о том, что Добро, действительно, не обладает действенной силой, Зло же, в свою очередь, поражает активностью. И ему, злу, легче... А о причинах Вы как раз пишете:
 
Я вот - особа  женского пола, мне и примеры из опыта материнства как-то ближе. Почему румяный младенец тянет ручки к полезным кусочкам фруктов, свежевыжатому овощному соку? Наверное, мудрой природой в нас изначально заложено соблюдение норм здорового питания, та "культура тела", о которой Вы пишете. Только что-то мне не доводилось видеть учеников даже начальной школы, с энтузиазмом придерживающихся той же диеты. У них в фаворитах поголовно-пиццы, бургеры да хотдоги с колой, и на сей набор продуктов у матери-природы наверняка слов от возмущения не хватает. Что же произошло? Ведь ни одна мать в здравом уме не станет планомерно воспитывать у ребенка привычку к такой пище, он до нее дойдет сам, и довольно быстро...почему?
 
По поводу того, что "ни одна мать в здравом уме" моя жена сомневается. Она приводит пример с нашим сыном, который, получив в детстве установку на здоровый образ жизни, сегодня, имея тысячи соблазнов и деньги для их реализации продолжает вести здоровый образ жизни.
Она полагает, что, когда родители, несмотря на свою занятость, находили время для своих детей в области физического и духовного питания, то это и явилось той прививкой, которая не позволила детям поддаться  соблазнам. И то, что дети выносят из семьи, влияет на всю их жизнь и становится нормой для потомства.
От себя добавлю: Дело всё и вся трагедия в том, что многие матери постгулаговского общества  - не "в здравом уме". Ибо не в "здравом уме" были их постгулаговские родители и гулаговские прародители.
Я имею в виду тот факт, что вкусы и взгляды матерей проецируются на детей. Речь заходит уже о пяти поколениях коммунистического эксперимента.
 
Мне кажется, по одной причине: в мир когда-то был запущен раз и навсегда один Многоликий, Великий и Ужасный СОБЛАЗН, и несть ему числа, и он во всем, он растлевает тело и разъедает душу, и спасаться от него если и можно - то бесконечно тяжело, и не в массовом, а в единичном порядке, в качестве отдельно взятых маленьких побед разума над бездумностью, мотивированного труда- над бесцельной ленностью, радости преодоления - над жаждой комфортного покоя, и т.д.
 
Всё верно о соблазне, это и есть то Зло, которое активно. Но, самое удивительное, что и я в своих выступлениях пользуюсь жанром "соблазна", но для перетягивания части людей в свою сторону.
Я соблазняю их, приглашая в элитарность. Пользуясь очень важными, но часто неизвестными людям эффектами. Например тем, что я называю "Нобелевским эффектом".
Например, Нобелевский концерт открываю фразой-обращением к мамам и бабушкам сегодняшних детей: Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.
Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость.
Другая сфера соблазна заключается в том, что мои слушатели должны понять и решить для себя кто они - охлос или демос. Однажды в Москве была написана диссертация на тему "Психология говорения и слушания".
Её автор доказывала, что аудитория услышит оратора, на какую бы тему он ни говорил, если в речи затронуты три ипостаси: любовь, смерть и престиж. Мне было только 22 года, когда я прочёл это, но радости моей не было предела. Именно эти ипостаси я затрагивал в моих выступлениях перед аудиториями (первую свою лекцию я прочёл в возрасте 15 лет).
 
Люди верующие называют этот соблазн дъявольским, у меня вот, к сожалению, нет такого стержня в жизни, поэтому мне важнее не его имя, а причина и механизм воздействия.
 
Здесь для меня всё достаточно просто: у Гёте в "Фаусте" это есть в Прологе на небесах: Бог сам провоцирует Мефистофеля в соблазнении Фауста - и это - столь простая и гениальная догадка. Человечество не читает своих главных книг внимательно. Например, великие художники в сцене в раю изображают змея-искусителя змеёй. А, ведь, достаточно почитать внимательно, то станет понятно, что змея приобрела свой "змеиный" вид только в наказание за то, что соблазнила Еву. Как же выглядел искуситель до божьего гнева? Ну, никак не змеёй! Механизм воздействия соблазна -  в недочитанности, в недопонимании, в недодумывании. Перечитайте Пролог на небесах, и вы увидите КАК Бог посмеивается над тремя славящими его архангелами, и как великолепен Он в общении с Мефистофелем.
 
 
Я даже подозреваю, что если бы - не приведи Господи! - описанным Вами греко-римским деткам демоса постоянно попадались бы на глаза примеры из развеселой жизни деток охлоса, где последние пялились бы на экраны с примитивными круглосуточными мультяшками, "прикольными" электронными играми и игрушками, и все это сопровождалось бы удалой ритмичной попсой с раздето-разодетыми дивами - ну о-о-очень трудно было бы удержать их за партой, усердно изучающими свои "Семь свободных искусств"! Я даже готова согласиться, что вслед за безумными рванули бы "в охлосы" не все, остались бы некоторые, боюсь, не очень многие, по разным причинам, и по самой благородной из них - по убеждению. Из таких людей и рождается элита.
 
Согласен с Вами, но специфика нынешней России в том, что в результате страшнейшей  коммунистическо гулагской селекции в России произошла генетическая катастрофа. И меры нужно принимать очень серьёзные и действенные.
 
Нет сейчас словаря под рукой, но думается, что  в значении слова "элита" должно присутствовать что-то от "верхушки", "лучший", или даже что-то вроде"исключительный", "редкий".
 
Да -ЭЛИТА - избранные. 
 
Так какими преобразованиями гос. устройства или системы образования можно протащить в элиту целое сообщество людей?! Количественно расширить ее ряды, качественнр подтянуть до более высоких стандартов - да! - но замахнуться на большее... Очень интересно узнать, что Вы обо всем этом думаете.
 
Здесь я с удовольствием подписался бы под Вашими "вкусными" образами, если бы мой опыт не говорил о том, что пребывание в состоянии "элитарности" - не менее соблазнительный вариант жизни, чем "прикольные" игрушки и мультяшки. Это хорошо знают те счастливцы, которые находятся в элитарном мире. Ибо счастье общения с фугами Баха или глубоко понятыми пьесами Шекспира даёт высшее наслаждение,  несравнимое с состоянием приёма духовной "жвачки".
 
Спасибо, Елена, за чрезвычайно интересное письмо, рад переписке.